Власти намерены сэкономить бюджетные деньги за счет нуждающихся в жилье. Александр Лукашенко потребовал разработать новую систему льготного кредитования жилья и урезать его объемы до уровня, который государство сможет выдержать. Выдержит ли новый сюрприз от социально ориентированных чиновников население?
Белорусскую власть сильно прижал и кризис, и кредитодатель в лице России, и теперь правительство поставлено перед фактом срочного сокращения бюджетных расходов. Бить приходится даже по собственным гражданам.
«Надо прямо говорить, что в таком объеме льготно кредитовать мы не можем. Бесплатно жилье мы строить не сможем, потому что при нынешней инфляции, которая все съедает за 20 лет, человек фактически бесплатно получает квартиру. Поэтому бесплатного жилья в таком объеме, как это было вчера, не будет», — определил жилищную стратегию на ближайшие годы Лукашенко.
Хотя тревожный звоночек для льготников прозвучал еще в 2009 году. Тогда и правительство, и парламентарии сделали предупредительный выстрел, заявив, что действующая система льготного кредитования граждан на приобретение и строительство жилья становится слишком обременительной для бюджета.
Особо подчеркивалось, что расходы бюджета на обслуживание льготных кредитов, выдаваемых на строительство жилья, совсем скоро могут стать сопоставимыми с объемами самого льготного кредитования.
Замечания справедливые, только власти почему-то не упомянули, что они сами разогревали этот кредитный ажиотаж, ежегодно ориентируя банковский сектор на наращивание объемов льготного кредитования, тем самым увеличивая нагрузку на бюджет.
На примере «Беларусбанка» — основного кредитного донора, хорошо прослеживается, какими внушительными темпами за последние годы росли объемы льготного кредитования жилья не без инициативы сверху.
В 2008 году «Беларусбанк» выдал всего около 1,7 трлн. рублей льготных кредитов. Но уже через год объем льготного кредитования банком вырос в 2 раза — гражданам было выдано 3,4 трлн. рублей льготных кредитов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, что на 45,7% превысило годовое задание.
Банк продолжил поддерживать набранный темп и в 2010 году увеличил объем выданных льготных жилищных кредитов до 5,68 трлн. рублей. На этот год запланирован очередной рекорд — около 7 трлн. рублей льготных кредитов из 8,25 трлн. рублей, которые планировалось направить на финансирование льготного жилищного строительства.
Лукашенко справедливо подчеркнул, что государство не может «бездумно, в том числе за счет эмиссии, вбрасывать деньги ни в строительство, ни в сельское хозяйство — во все госпрограммы». Но о чем государство думало раньше?
Вместо сокращения льготного кредитования власти пытались защитить бюджет от нарастающего аппетита льготников путем их сокращения, изменяя правила постановки на учет нуждающихся. Однако урезая доступ к льготным кредитам с одной стороны, с другой власти его расширяли. Иначе как можно назвать решение о предоставлении льготных кредитов на жилье под 1% для граждан, постоянно проживающим, работающим и строящим жилье в населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек.
Теперь государство спешно стремиться разрушить созданную им же систему.
«Льготное кредитование, конечно же, останется, но оно будет сведено к тому объему, которое государство может выдержать, чтобы не создать очередные проблемы на рынке валютном, финансовом, экономическом. Здесь давно пора правительству определиться, какая поддержка будет семьям с тремя, четырьмя, пятью детьми, и четко прописать это», — подчеркнул Лукашенко.
Кому положен льготный кредит на строительство жилья, правительство уже определило. Это многодетные семьи, граждане, живущие более 10 лет в общежитии, имеющие право на социальное жилье и живущие в ветхих домах. Также будет рассмотрена возможность расширения этого списка семьями военных.
Первый заместитель гендиректора центра торговли недвижимостью «Пакодан» Павел Астапеня не сомневается, что это решение вызовет массу недовольства среди нуждающихся в жилье.
«Но для экономики, а тем более в нынешней ситуации, полезнее не иметь такую серьезную финансовую нагрузку. Ведь льготные кредиты были серьезной субсидией со стороны государства».
Председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость» Николай Простолупов соглашается, что сокращение объемов льготного кредитования — «это вынужденная и серьезная антикризисная мера в целях экономии средств».
«Но если государство заявляет, что оно социально ориентированное, то одна из главных задач — обеспечить жильем людей. А принятое решение этому противоречит, — считает эксперт. — Те объемы строительства, которые могут обеспечить многочисленные коммерческие структуры, проблему с жильем не решат. Значит, надо менять риторику и говорить о переходе на рыночные условия. Только, думаю, такое политическое решение не будет принято».
Глава государства же рассматривает эту проблему под другим углом.
«Мы слишком увлеклись, и фактически многие люди не думают о том, что они сами должны строить дом, квартиру и заботиться о своей семье. Об этом голова должна болеть прежде всего у человека, а потом уже — поддержка помощь и т.д.», — заявил Лукашенко.
Но какую альтернативу предлагает государство нуждающимся?
Система строительных сбережений пока полноценно не работает, а при нынешней нестабильности на валютном рынке собрать деньги таким образом при существующих правилах нереально.
По словам Павла Астапени, малоимущие граждане могут улучшить свои жилищные условия за счет арендных домов.
«Половина семей в Германии не имеет собственного жилья, являясь арендатором. Это нормальная тенденция и ничего в ней нет страшного».
Но строительство арендных домов только разворачивается. Так что даже в среднесрочной перспективе многие граждане не смогут воспользоваться этим вариантом решения жилищной проблемы.
Можно, конечно, воспользоваться нельготным банковским кредитом, но ставку в 14-17% потянут далеко не все.
Кроме того, как стало известно, Мингорисполком уже отменил решение № 101 от 15 января 2009 года, согласно которому 5-процентный кредит при наличии договора с застройщиком могли получить все нуждающиеся, независимо от даты постановки в очередь.
Между тем у некоторых граждан в результате такого директивного решения возникли финансовые проблемы. Они заключили договор о долевом строительстве и внеси первый взнос, но теперь не могут получить льготный кредит. Чтобы получить назад свои деньги, внесенные в качестве первого взноса, им придется ждать несколько месяцев. Причем, часть средств у них изымут в качестве комиссии.
В целом, по прогнозам Павла Астапени, объемы строительства снизятся, как минимум, на четверть: «Это произойдет не сразу, а в течение года. Есть много действующих кредитных договоров, и по ним выполняются обязательства».
Николай Простолупов, в свою очередь, полагает, что принятые решения могут повлечь за собой изменения в ценообразовании: «Думаю, застройщики будут вынуждены пойти на снижение цен, тем более учитывая значительное падение доходов граждан».