Дмитрий Медведев выступил в пятницу с обращением к лидерам мировых держав и бизнесменам на Санкт-Петербургском экономическом форуме, отметив, что в этом году он и страна отметят «двадцатилетие новой России».
Что же бросилось в глаза его аудитории, так это не новая Россия, а новый Медведев.
Президент произносил речи на знакомые темы – об улучшении инвестиционного климата, приватизации государственных компаний и борьбе с коррупцией – но в речах его слышалось больше уверенности, чем раньше, и уж точно больше решимости, а это слово редко ассоциировалось с ним в прошлом.
Может быть, еще рано нарекать его по-новому – «Медведев 2.0», но участники форума подметили, как часто он стал повторять фразу «мой выбор» в отношении многих реформ и инициатив, направленных на модернизацию страны, о которых он отзывался, как о «своих», а не коллективных кремлевских решениях (или, если быть еще точнее, совместных со своим предшественником и наставником Владимиром Путиным).
«Подобная экономическая модель [доминирования государственных компаний в определенных секторах экономики] представляет опасность для будущего страны. Это не мой выбор», – в какой-то момент отметил он.
«Мой выбор, – подчеркнул он, – в другом».
Выбор президента в отношении государственных компаний заключается в более агрессивной приватизационной программе и более четком разграничении интересов государства и бизнеса.
«Хочу заявить предельно четко: мы не строим государственный капитализм», –заявил он и добавил, что России необходимо уходить от принципа «государство всегда право».
Для приватизационной программы это будет означать, что государству придется отказаться от контрольных пакетов акций в госкомпаниях – предложение, против которого правительство раньше протестовало.
Президент объявил, что список компаний, подлежащих приватизации, будет опубликован 1 августа – радостная весть для инвесторов, начавших уже уставать от туманности программы приватизации.
Другие конкретные предложения включали объявление о том, что Кремль начнет передавать власть муниципальным структурам, что должно обеспечить более быстрый и эффективный процесс принятия решений, а также более жесткую позицию относительно коррупции в правительственных кругах – здесь речь идет о введении меры, которая позволит президенту увольнять чиновников, обвиняемых в преступлениях, еще до суда и приговора.
Борьба с коррупцией, отметил Медведев, принципиальна для диверсификации экономики страны и укрепления ее будущего.
«Мы понимаем, что без победы над коррупцией, без эффективной публичной власти, без качественной финансовой системы мы не преодолеем чрезмерную сырьевую зависимость и не добьемся высокого качества жизни», – заявил он.
«Нельзя все время полагаться на высокие цены на нефть и на то, что они будут продолжать расти».
Медведев заявил, что его программа должна быть реализована вне зависимости от того, будет ли он в следующем году баллотироваться на второй президентский срок и будет ли переизбран. Он обозначил свою позицию на долгое время вперед, подчеркивая, что «его выбор» заключался в формировании «экономики высокого качества жизни в течение следующих десяти лет», а также еще раз подтвердил (на случай, если кто-нибудь забыл за последние три года), что он как президент страны, «несет личную ответственность за модернизацию в России».
Медведев подчеркнул серьезность перемен, которые произошли в России за последние двадцать лет. Доля частного сектора на рынке поднялась с ноля до 20%, а объем иностранных инвестиций в стране, ранее для них совершенно закрытой, теперь составляет 300 миллиардов долларов.
По прежнему слишком рано судить, вернется ли Медведев на второй срок и сможет ли реализовать все обещанное, но одно точно – перед тем, как вкладывать следующие 300 миллиардов долларов, инвесторы захотят увидеть эти реформы в действии.