Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае усиления финансового кризиса Минск может прекратить весь импорт и закрыть границы.
В ходе продолжавшейся более пяти часов пресс-конференции в Минске он сказал также, что МВФ может не дать Белоруссии кредит из-за "политической составляющей", и выразил недовольство критикой, которую ему приходится слышать от российских властей.
С полудня и до окончания офисного рабочего дня в пятницу продолжалась пресс-конференция Александра Лукашенко. Президент Белоруссии затронул множество тем в присущей ему манере "откровенного разговора".
Некоторым фразам из этого выступления, по оценкам наблюдателей, суждено стать крылатыми.
Примечательно, что государственное информагентство БЕЛТА предпочло пересказ прямому цитированию главы государства. Но прямую трансляцию всей пресс-конференции вело республиканское радио.
Закрытые границы как ответ на кризис?
"Сейчас надо успокоиться и спокойно пережить эти времена, — сказал Лукашенко, оценивая ситуацию в стране. — Это не кризис. У нас нет никакого кризиса".
"У нас были паника и ажиотаж, которые привели к массовой скупке валюты в обменниках и, в результате, резкому скачку цен", — добавил он.
Президент Белоруссии считает, что объявленный Национальным банком "единственным и равновесным" курс белорусского рубля к доллару (5 тысяч белорусских рублей за 1 доллар) является завышенным. Золотовалютные резервы страны, как сообщил Лукашенко, сегодня весят 32 тонны и в стоимостном выражении составляют 5 млрд долларов.
"Денег не хватает? Несколько месяцев — и мы выйдем из этой ситуации. Главное, что мы можем произвести свое. И если вообще будет катастрофа — закроем границы, и будем покупать только то, что нам надо. Но всегда одеться и поесть у нас есть что", — заявил белорусский президент.
Лукашенко отверг призывы к реформированию экономики. "Я могу изменить структуру нашей экономики, но дайте мне триллион долларов", — заметил он. И подчеркнул:"Беларусь шла своим путем, мы и будем им идти".
"Вот как мы идем спокойно, так и пойдем. А потом — ускоримся. Но это будет в июле месяце. Вот, если хотите, правда. Большего я сказать вам просто не могу и не имею права. Не потому, что я темню. Потому что нам надо точнее выбрать курс или выход из болота, в которое мы попали", — прокомментировал сложившуюся ситуацию Александр Лукашенко.
Хорошие соседи, "особенно литовцы"
Рубеж, обозначенный датой 1 июля, Лукашенко в ходе пресс-конференции вспомнил не однажды.
Этой датой определено начало действия для Белоруссии условий Таможенного союза (включающего Россию, Белоруссию и Казахстан). Но белорусский президент не рассуждал особо о преимуществах или недостатках этого альянса, заметив, впрочем, что "он вреда нам не принес", а с 1 января Белоруссия получила доступ к процедуре госзакупок в России.
Лукашенко хотел бы видеть в Таможенном союзе и соседнюю Украину, которую, по его словам, Запад "держит на коротком поводке".
О России и Кремле Лукашенко говорить не стал. Заметил известному комментатору Белорусского телевидения, намекнувшему, что Россия не помогает союзной Белоруссии так, как Брюссель Греции: "Юра, не провоцируй меня. Мне и так хватает. Это и так все понимают. Мне не просто только говорят: даем кредит в обмен на реформы. Мне еще говорят, что каналы российские тут притесняют. Нет такого. Мы президента России видим столько же, сколько президента Беларуси. Не хочу про это говорить. Переживем".
По мнению Лукашенко, у Белоруссии хорошие отношения с соседями, "особенно с литовцами", которых, впрочем, белорусский президент упрекнул в затягивании практической работы по соглашению о порядке упрощенного пересечения границы гражданами двух стран.
"Им сегодня уже невыгодно, видите ли, идут дебаты. Ну, они демократы, а у нас — диктатура, поэтому мы все быстро сделали. Но они этого боятся больше, так как в зону с литовской стороны попадает и Вильнюс, как будто мы туда приедем, схватим этот Вильнюс и перенесем его в Беларусь. А наши спецслужбы и разведки в этом направлении совсем не работают", — упрекнул белорусский президент.
"Но они — ЕС, и решения принимаются в Брюсселе", — уверен Лукашенко.
Польшу и Венгрию белорусский лидер обозначил как оплот США в Европе.
"Польша претендует на то, чтобы быть центром всей Европы. Она оплот США в Европе, плацдарм. Не зря Обама туда приехал, и там собирали всех соседей Польши и обсуждали проблемы, нас критиковали", — заметил Александр Лукашенко.
"Мы не против нормальных отношений с ЕС, но только не ставьте перед нами унизительные условия, невыгодные для нас", — сказал он.
Есть кредит – хорошо, нет – не страшно
Отношения со структурами Евросоюза в речи Лукашенко так или иначе увязывались с проблемой получения кредитов.
Белорусский президент, например, готов согласиться с возобновлением работы офиса ОБСЕ в Минске, хотя замечает: "Офисы и прочие полевые кухни создаются там, где есть серьезные проблемы. А мы какие проблемы создаем по безопасности и сотрудничеству в Европе? Абсолютно никаких".
"Если уж встанет вопрос наших больших интересов в Евросоюзе, и нам скажут: давайте, открывайте какое-то представительство ОБСЕ, и вам дадут кредит, — это не стоит выеденного яйца. Приедьте, выделим помещение, и будут работать — на год, на два", — заявил Лукашенко.
Белорусский президент признал, что опасается отказа в кредите от МВФ по политическим мотивам.
"Мы не питаем никаких иллюзий. Все, что касается МВФ, мы сделали даже вдвойне. Что там будет политическая составляющая — я не исключаю, что США и ЕС могут заблокировать эти кредиты. Заблокируют — не беда, переживем", — заявил Александр Лукашенко.
"В июле я, может быть, откажусь и от других кредитов, — вновь заинтриговал датой белорусский президент. — Поэтому помогут — большое спасибо. Не помогут — только политическая составляющая".
О политических оппонентах в "мусорке"
"Мусоркой" белорусский президент назвал интернет, рассказав, что именно во всемирной паутине нашел рецепт изготовления бомбы арестованный после взрыва в минском метро и именно там, в сетях, нагнетается обстановка и планируются беспорядки.
Лукашенко предупредил, что "молчащие или мычащие" протесты на площадях будут расцениваться властями как "преступление против народа" и подавляться беспощадно.
При этом Лукашенко заявляет, что оппозиционные лидеры ему не конкуренты, и он готов освободить из тюрем осужденных за участие в акции протеста в день выборов президента, 19 декабря, при условии прошения о помиловании.
"Не будем в тюрьме их держать. Слишком это большая честь дня них — осквернять тюрьмы, там достойные люди сидят", — сказал глава белорусского государства.
При этом Лукашенко заметил: "у нас же только три человека — Санников, Усс и Статкевич осуждены".
Между тем к различным срокам лишения либо ограничения свободы по "делу 19 декабря" приговорены более 40 оппонентов Лукашенко.
Фразы, которым суждено стать крылатыми
Многочасовое выступление белорусского президента пополнило коллекции любителей "крылатых выражений" Александра Лукашенко. Вот только некоторые из фраз, которые уже к вечеру пятницы цитировались белорусами:
* "Нужно, чтобы в агрогородке была горячая вода, чтобы каждая доярка и свинарка вечером ложилась к мужику в кровать помытой".
* "В течение года все совсем станет просто, чтобы и любовница могла посчитать все счета и проводки" (об упрощении налоговой системы).
* "Ну, если и табака еще не будет, то курильщики выйдут на площадь. Водка, табак и хлеб необходимы".
* "В рваных штанах белорусские дети в школы идти не должны. Все дети должны быть одинаковыми. Чтобы все могли купить одинаковый костюмчик".
* "Всех детей оденем, книжки дадим. Может, всем iPad, или каким там матерным словом он называется, и не дадим. Я в этом отношении жесткий консерватор".
* Целиком доверять интернету не надо, а то "еще несанкционированная ракета где вылетит".
* "Можете входить в состав другого государства, Евросоюза — но без меня".