Выборы президента России назначены на весну следующего года, а это значит, что имена всех кандидатов должны стать известны не позднее, чем в начале зимы. Вопрос, разумеется, в том, решит ли Владимир Путин вернуться на пост президента или наберется ли Дмитрий Медведев достаточно сил, чтобы встать в открытую оппозицию своему наставнику.
Отношения между президентом Медведевым и премьер-министром Путиным протекали весьма мирно на протяжении двух с чем-то лет. До того момента, пока в сентябре 2010 года не прогремело «дело Лужкова». Тогда Медведев уволил давно занимавшего свой пост мэра Москвы (очевидно пойдя против воли Путина, хотя позже премьер-министр запоздало скажет, что «было совершенно очевидно, что отношения мэра москвы и президента не сложились, а, между тем, мэр является подчиненным президента, а не наоборот»), что стало первыми признаками того, что сила руководителей страны как тандема несколько тает.
С тех пор они находятся в постоянных противоречиях, хотя и держат дистанцию, в вопросах экономики. Одна из инициатив, с которыми Медведев пришел к власти, заключалась в обширной модернизации российской экономики посредством поощрения конкуренции и инноваций, что в России поняли как прямое противопоставление путинской доктрине о стабильности. И тем не менее, в прошлом месяце премьер-министр начал активно высказываться на темы модернизации и дальнейшего экономического роста, что немедленно сочли «вторжением» в программу Медведева. Многие видят в этом знак того, что Путин серьезно настроен на возвращение себе президентского кресла на грядущих выборах.
Ну и, кроме того, разумеется, не будем забывать о Ливии. Как мы все хорошо знаем, оба лидера выступают с принципиально противоречащими заявлениями касательно воздушных атак НАТО.
Аккуратно скроенная стабильность партнерства Путина и Медведева давно подавалась как большое социополитическое достижение нового режима, пришедшее на замену хаосу прошлого десятилетия. Тем не менее, эта стабильность дорого обходится нации, поскольку проявления несогласия и конкуренции подавляются под принципом единства. И действительно, нынешняя стабильность держится за счет подавления дальнейшего развития, и это можно сказать как о политических, так и об экономических реалиях.
Сейчас оба лидера, похоже, настроены на возможную борьбу. Многие считают, что ныне действующий президент добился значительно меньше, чем того требуется для того, чтобы доказать российскому народу, что он лучше, чем премьер-министр. Медведев – человек современный и открытых взглядов, но его возможности существенно меньше, чем обещания. Такое мнение широко распространено, в том числе и во властных кругах. Его крестовый поход против коррупции и за инновационное будущее не принес никаких впечатляющих результатов.
На настоящий момент шансы на то, что Путин решит вернутся, кажутся выше, чем на то, что Медведев будет избран на второй срок. Но всегда есть и небольшой шанс на появление третьего кандидата, «темной лошадки», особенно учитывая, что опрос, проведенный в апреле известной организацией «Левада-Центр», показал, что по крайней мере 25% респондентов не хотят видеть своим следующим президентом ни Медведева, ни Путина. Учитывая, что влиятельные подконтрольные государству СМИ и сами власти не исключают такой возможности, выборы все еще могут нас удивить.
Ситуация напоминает старую шутку о советологах, которые точно знали, сколько у Советского Союза ракет, но при этом у них совершенно не получалось угадать имя следующего члена Политбюро, поскольку логику назначений они понять никогда не могли.