Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пока Запад трудится в Ливии и Сирии, Россия хватается за возможность

© коллаж ИноСМИроссия Сирия
россия Сирия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Военный тупик в Ливии и дипломатическая нерешительность по осуждению Сирии создали подходящую ситуацию для России, чтобы представить себя на Ближнем Востоке в качестве не-НАТО.

Вашингтон — Запад, включая США, застрял в военном тупике в Ливии, а Россия тем временем занята презентацией себя в регионе в качестве не-НАТО.

Всего через несколько недель после того, как Россия воздержалась (не применив вето) при голосовании в Совете Безопасности ООН по резолюции, разрешающей применение силы в Ливии, она теперь настаивает на замене военной интервенции в Ливии дипломатическим решением.

И занявшись формированием собственного имиджа в регионе в качестве альтернативы интервенционистскому Западу, Россия собирается пойти дальше.

Она также препятствует предложенной Европой при поддержке США резолюции ООН по Сирии, заявляя об опасении, что она может использоваться в качестве предлога для расширения военных действий. А на этой неделе она объединилась с Китаем и подвергла Запад резкой критике за превышение рамок вмешательства, установленных Организацией Объединенных Наций.

Русские «вдруг увидели для себя возможности на Ближнем Востоке», — говорит Пол Сондерс (Paul Saunders), специалист по России из вашингтонского Center for the National Interest.

Арабская Весна оказалась не подходящим климатом для расцвета российского влияния, но патовая ситуация НАТО в Ливии и колебания в регионе в отношении международных мер по Сирии дают России «ощущение большей свободы действий и возможности наращивать свое влияние, — сказал г-н Сондерс. — Они знают, что многие страны региона предпочли бы видеть решение по урегулированию на пути переговоров».

В четверг дипломатический представитель России в Ливии Михаил Маргелов встретился в Триполи с премьер-министром Ливии и министром иностранных дел. Г-н Маргелов не достиг каких-либо прорывов, но он заявил о необходимости дипломатического решения конфликта, сообщив, что ливийский лидер Муамар Каддафи «не готов уйти, и... будет говорить о будущем страны только после прекращения огня».

Также на этой неделе Россия и Китай выступили с совместным заявлением, обвинив неназванные страны в «преднамеренной интерпретации и расширенном применении» двух резолюций Совета Безопасности по Ливии, принятых в начале этого года. Заявление, подписанное в Москве президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Китая Ху Цзиньтао, отражает недовольство двух держав, обладающих в ООН правом вето, по поводу воздушной кампании НАТО в Ливии.

Заявление также уменьшает надежды Франции, Великобритании, Германии и Португалии на то, что предложенная ими резолюция Совета Безопасности ООН, выражающая осуждение государственного насилия в Сирии, будет принята в ближайшее время.

Европейский Союз заявил в пятницу: если Россия будет препятствовать любым действиям ООН по Сирии, он приступит к третьему раунду санкций против сирийского правительства Башара Ассада без благословения ООН. Официальные лица говорят, что ситуация требует от лидеров ЕС принятия на встрече 24 июня новых санкций против сирийских официальных лиц и компаний.

Продолжение и в ряде случаев расширение насилия в Сирии — первые случаи гибели были зарегистрированы в пятницу во втором по величине городе страны Алеппо — требует продвижения вперед по вопросу о санкциях даже без одобрения ООН, говорят официальные лица ЕС.

Сондерс из Center for the National Interest говорит, что Россия давно не доверяет США в деле выполнения резолюций Совета Безопасности, по которым обе страны применяли право вето.

 

«Российские лидеры считают, что США их постоянно обманывают в Совете Безопасности — говорит он. — Они, конечно, ссылаются на пример Ирака, но все началось с бывшей Югославии, когда НАТО начало бомбардировки там без одобрения ООН», — добавляет Сондерс.

«Они даже добавляют Иран в свой список, и говорят о том, как США и ЕС самостоятельно ввели санкции в отношении Ирана после принятия Советом Безопасности решений, которые считались нормальными мерами по продвижению вперед».

Россия, конечно, не новичок на Ближнем Востоке, она развивала отношения с рядом государств в период холодной войны. Сирия, в частности, была советским клиентом, и большинство ее вооружения российского происхождения.

Россия имеет «долгосрочные виды» по поводу собственного присутствия на Ближнем Востоке, говорит Сондерс, и имидж крупной державы, придерживающейся политики невмешательства, вписывается в этот образ. «Она хочет иметь возможность поддерживать и развивать некую заметную и влиятельную роль и иметь возможность для продвижения экономических интересов России в регионе», — говорит он.

Сегодня, в соответствии со своим имиджем, она выступает против вмешательства извне. В этом контексте, пожалуй, единственное, что может сместить Россию в сторону ужесточения международного давления — например, на Сирию, - это если страны региона начнут требовать принятия мер против режима Ассада.

«Лига арабских государств и Африканский союз требуют международных действий против Каддафи, что поставило Россию в неловкое положение и привело к ее воздержанию при голосовании [в Совете безопасности] по Ливии, — говорит Сондерс. — Если Лига арабских государств или какая-либо другая группа стран региона придет в силу внутренних обстоятельств к решению сделать что-то с Сирией, — добавляет он, — тогда Россия, возможно, скрепя сердце, изменит свою позицию».