Палатки были поставлены, переносные туалеты установлены, а воздух был наполнен звуками сомнительной экспериментальной музыки – фестиваль был в самом разгаре. Но «Антиселигер», который проводился на живописной поляне в часе езды от Москвы в эти выходные был не обычным праздником. Да и живописная поляна, на самом деле, не была обычной живописной поляной.
«Антиселигер», который завершается сегодня (в воскресенье), собрал толпу примерно в две тысячи человек, большая часть которых – в возрасте от двадцати до сорока лет. Дискуссионный форум был устроен для россиян, недовольных нынешним режимом, а мероприятие проходило в Химкинском лесу, который ранее стал ареной долгой и горькой мучительной битвы между властями, которые хотят построить тут новую дорогу, и местными жителями. Защитники леса организовали форум, но в итоге его формат оказался значительно шире, и он стал местом обсуждения тактики в преддверии парламентских выборов, которые должны состояться в декабре, и президентских выборов в марте будущего года.
Разношерстная команда оппозиции взывала к вниманию собравшийся народ, среди которого были и радикальные националисты, и анархисты, и либералы. Экологи собирали подписи под петициями в защиту окружающей среды, в то время как Пиратская партия России проводила дискуссии за кальяном. Эксперт по боевым искусствам предлагал журналистам и оппозиционным активистам, опасающимся нападения, принять участие в занятиях по самообороне, а либеральная партия «Яблоко» предоставляла бесплатную еду.
Четырехдневный форум был назван «Антиселигером» с отсылом к названию ежегодно устраиваемого лагеря «Селигер», который организует движение «Наши», прокремлевская молодежная организация. Лагеря «Селигер» являются массовыми мероприятиями, туда привозят на автобусах тысячи представителей молодежи со всех регионов, чтобы они послушали выступления политических лидеров страны и поучаствовали в семинарах по «здоровому образу жизни», а также - как сделать Россию великой. Лагерь «Селигер» обычно украшается огромными портретами премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева и «информационными стендами», на которых в прошлом критики Кремля изображались в виде нацистов или проституток.
На «Антиселигере» были аналогичные информационные стенды, но содержание их несколько отличалось. На одном из них рассказывалась история Михаила Бекетова, редактора химкинской газеты, которого избили почти до смерти неизвестные нападавшие, а потом на него подали в суд, где он вынужден был появляться на кресле-каталке, ему предъявили обвинения в том, что он оклеветал местного мэра. На другом стенде можно было ознакомиться с открытками, направленными политзаключенным в Белоруссии.
Евгения Чирикова, один из лидеров движения защитников Химкинского леса и основной организатор мероприятия, заявила, что «Антиселигер» - это ответный удар на все, за что выступает «Селигер». «Он не направлен непосредственно против «Наших, - говорит она. - Это протест против властей, которые притворяются, что они народ. Это настоящее место, где люди могут вести дискуссии, а не фальшивое отражение гражданского общества».
«Это ненормально, когда людей выгружают из автобусов и говорят им идти участвовать в демонстрации, - соглашается Элла Панфилова, глава российского офиса правозащитной и антикоррупционной организации Transparency International. - А вот когда люди берут выходной, выезжают в красивое место, чтобы поговорить о важных вопросах, и остаются там столько, сколько пожелают – вот это нормально».
Звездой дня в субботу был Алексей Навальный, активист-антикоррупционер, чьи онлайн-требования прозрачности в российских государственных компаниях превратили его в любимца российской блогосферы. Хорошо сложенный обаятельный мужчина, о нем уже говорят как о потенциальном политическом лидере в будущем; а его безупречный актив в виде действий по борьбе с коррупцией, как и спорная приверженность российскому этническому национализму способна вывести уровень его популярности за ограниченные рамки активной либеральной оппозиции.
«Я все время говорю с тысячами людей в онлайне, а теперь я впервые вижу в лицо многих их них, - сказал он. - Для меня это своего рода способ развиртуализации моей деятельности». Сначала он достаточно робко взирал на количество людей, отчаянно пытавшихся пожать ему руку или сфотографироваться с ним, но потом потихоньку освоился в своем новообретенном звездном статусе, и казалось, ему нравится его «статус Крысолова», лидера, дающего нереальные, слабо осуществимые обещания; где бы он ни появлялся в лагере, его все время сопровождали группы народу.
«Я читаю его в онлайне уже месяцами. Я очень впечатлен тем, что он делает, - заявила одна из посетительниц мероприятия, молодая девушка из Подмосковья. - Нужно, чтобы в России было больше таких людей, как он».
«Мы довольны и рады той реакции, которую мы получили. Мы ожидали, что приедут тысячи полторы человек, а уже приехали две, - заявила в субботу г-жа Чирикова. - Российское гражданское общество все еще в стадии зарождения. Оно еще ребенок в колыбели, и потребуются еще годы и годы, пока оно созреет».
Потом г-н Навальный выступал с импровизированной сцены и отвечал на вопросы собравшихся. Он призвал их на декабрьских парламентских выборах голосовать за кого угодно, только не за партию «Единая Россия» г-на Путина. «У нас нет настоящей оппозиции, но сейчас самый эффективный способ заявить о своем несогласии – это убедить как можно большее количество людей не голосовать за «Единую Россию» - партию жуликов и воров». Эти последние слова, которые стали его броским лозунгом, вызвали дикие аплодисменты и одобрение толпы.
Всевозможный сброд из хиппи, анархистов и националистов на «Антиселигере» пока что вряд ли способен привести в ужас Кремль. По сравнению с десятками тысяч представителей молодежи, которых может выставить настоящий «Селигер», они всего лишь небольшое пятнышко на политическом самосознании страны. Но в лице г-на Навального они вполне могут столкнуться с зарождением массовой, стихийной оппозиционной силы.
Во время сессии ответов на вопросы мужчина среднего возраста начал бессвязную обличительную речь о нынешней природе российского общества. Когда модератор попросил его сформулировать четкий вопрос, мужчина воздел руки в отчаянии и вопросил: «Когда-нибудь это закончится?» Г-н Навальный незамедлительно, без паузы ответил: «Это неправильный способ формулировать вопрос. Я бы предпочел бы спросить так: «Мы когда-нибудь покончим с этим? Все зависит от нас!»
Wild in the Country (Дикарь/Повеса за городом)– название статьи - отсыл к названию знаменитого фильма с Элвисом Пресли 1961 года, и к его одноименной песне (прим. переводчика).