Санкт-Петербург - Бодрые отчеты об успехах очередного «северного Давоса» уже заполняют российскую прессу. Независимые эксперты и оппозиционные политики сомневаются в достоверности бравурных реляций. Кто же прав?
Оценивать итоги завершившегося XV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) пока рано. Известно лишь, что среди крупнейших сделок, заключенных за три дня работы форума, - контракт на поставку двух вертолетоносцев «Мистраль», который подписали Россия и Франция. По оценке французского министра внешней торговли Пьера Лелуша, сумма сделки составляет 1,12 млрд долларов. Российская сторона устами главы «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина озвучила сумму в 1,2 млрд евро.
Кроме того, в качестве крупных сделок эксперты отмечают ряд контрактов, которые заключил руководимый Виктором Вексельбергом фонд «Сколково». В частности, с концерном Siemens, известной фармацевтической компанией Johnson & Johnson, с Массачусетским технологическим институтом.
Такие соглашения, по мнению российского руководства, призваны способствовать улучшению имиджа страны в глазах зарубежных финансистов и предпринимателей. Недаром президент России Дмитрий Медведев во время церемонии официального открытия форума предложил ряд мер в поддержку иностранных инвесторов. В их числе - отмена ограничений на размещение и обращение российских ценных бумаг за рубежом и выдача долгосрочных виз крупным западным инвесторам, имеющим бизнес-интересы в России.
«А результатов не видно»
Впрочем, насколько серьезны эти намерения, говорить пока рано. Во всяком случае, внутри самой России немало людей, довольно скептически относящихся к словам главы государства.
К примеру, редактор отдела экономики журнала The New Times Дмитрий Докучаев подчеркивает, что во время каждого петербургского форума президент России «как мантру, повторяет, что до конца года страна вступит в ВТО». «И что? Каждый раз он говорит о необходимости борьбы с коррупцией - разве мы одержали на этом пути какие-то победы? - говорит журналист. - С каждым годом Россия опускается все ниже в международных рейтингах по борьбе с коррупцией».
Та же ситуация, по словам эксперта, и с приватизацией - список предприятий, из владения которыми должно уйти государство, подготовлен давно, а результатов не видно.
Что же касается судебной реформы, то это, по оценке Докучаева, «вообще смешно». Президент Медведев говорил об этом и в прошлом, и в позапрошлом году, напоминает эксперт, но символом реформы нашей судебной системы в глазах всего мира является новый приговор Ходорковскому и Лебедеву. «И как раз в те дни, когда проходил форум, эти люди, что называется, пошли по этапу. Вот и вся цена тезисов речи Медведева», - подытоживает Дмитрий Докучаев.
Альтернативный форум прошел спокойно
Уже не первый год российская оппозиция проводит акции в дни Петербургского международного экономического форума. Вначале это были «марши несогласных», затем пикеты и флешмобы, устраиваемые, главным образом, левыми молодежными движениями. На этот раз все было солиднее. Несистемная оппозиция объявила о намерении провести свой - альтернативный - экономический форум, чтобы изложить свое видение будущего страны и ее экономическую перспективу.
Сначала в качестве места проведения альтернативного форума была выбрана гостиница «Прибалтийская», находящаяся поблизости от выставочного комплекса «Ленэкспо», где проходит сам ПМЭФ. Но поскольку в «Прибалтийской» проживают участники официального форума из числа VIP-персон, оппозиционерам, не без нажима властей, пришлось сменить дислокацию. В результате альтернативное мероприятие состоялась в другом конце города – в гостинице «Пулковская». И здесь все прошло без эксцессов, поскольку владельцы «Пулковской» проживают за границей и не особо зависят от петербургских властей. Во всяком случае отряды ОМОН, хотя и окружили гостиницу, никаких мер воздействия к собравшимся не предпринимали.
Один из участников альтернативного форума – политолог Станислав Белковский – рассказал, что будущее страны он видит в форме конституционной монархии при парламентской демократии. А основным источником пополнения казны вместо изживающей себя продажи энергоресурсов должен стать транзит грузов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу и обратно через высокоскоростные железнодорожные и автомобильные магистрали.
Что же до речи Медведева на официальном форуме, то в частном разговоре Белковский отметил два аспекта – расширение административной территории Москвы и отказ государства от пакета акций в ряде крупных предприятий. Первый момент политолог объясняет тем, что «он продиктован желанием ряда крупных бизнесменов, приобретших до кризиса 2008 года, значительных земельных угодий под Москвой, избавиться от них на выгодных условиях».
Что касается приватизации, то, по мнению участника альтернативного форума, речь идет в первую очередь о «Роснефти» и ВТБ. «Безусловно, в передаче предприятий в частную собственность немало положительных моментов, но в данном случае государство хочет избавиться от самых проблемных активов, которые символизируют негативных инвестиционный климат в стране», - подчеркнул Станислав Белковский. То есть власть, по его словам, хочет переложить на иностранных инвесторов ответственность за те методы, «которыми распиливалась российская экономика последние полтора десятка лет».
«Блогер так и не стал президентом»
Когда в «Ленэкспо» уже завершал работу официальный экономический форум, а в гостинице «Пулковская» был в разгаре альтернативный, в центре Невского проспекта один из лидеров Партии народной свободы Борис Немцов собственноручно раздавал всем желающим экземпляры независимого экспертного доклада «Путин. Коррупция».
Накануне поступили сообщения, что на трассе Москва – Санкт-Петербург сотрудниками ГИБДД была остановлена машина с 5 тысячами экземпляров этой брошюры. И хотя весь задержанный тираж был конфискован, достаточное количество экземпляров все-таки удалось довезти до Северной столицы. Не отрываясь от раздачи автографов, Борис Немцов сказал, что на ПМЭФ, как правило, произносится «много правильных и умных слов». И напомнил, что первым документом, подписанным Дмитрием Медведевым в качестве президента, был указ о борьбе с коррупцией. «В то время Россия по уровню борьбы с коррупцией была на 146-м месте. Так вот, за три года ситуация стала только хуже – мы сейчас на 154-м месте», - заявил Немцов. О самом Медведеве бывший первый вице-премьер российского правительства отозвался так: «Он – блогер. То есть фактически президентом он так и не стал. А это очень плохо».