Когда мой сын был совсем маленьким, он верил, что ветер вызывают деревья, двигая своими «руками» (то есть ветвями), и что ветер прекратится, если деревья будут держать «руки» неподвижно. Идея о том, что попытка российско-американской «разрядки», которую зачем-то назвали красивым словом «перезагрузка» - это результат волевого решения президента Обамы, или продукт «прагматизма» таких чиновников/ученых второго ряда, как новый посол Вашингтона в Москве Майкл Макфол (Michael McFaul), выглядит столь же по-детски наивной.
Любой взрослый человек, хоть немного разбирающийся в истории и в основных экономических законах, понимает, что послевоенная Америка фатальным образом перенапряглась, строя свою империю, и что ей нужно срочно привести свои глобальные амбиции в соответствие с грубой реальностью своего экономического банкротства. Государство, пришедшее к неприемлемому дефициту бюджета и неподъемному государственному долгу, которое к тому же обладает настолько расстроенной политической системой, что даже неспособно осознать серьезность своего положения (не говоря о том, чтобы найти подходящий выход из кризиса), явно не может ввязываться в новую холодную войну с Россией.
Безусловно, таким политикам, как президент Саакашвили, это может не нравиться, но таковы факты. На прошлой неделе это показательно подтвердил Роберт Гейтс (Robert Gates), прямо сказав на встрече с руководством НАТО, что, если Европа не начнет платить за собственную оборону, альянс может распасться.
На тот случай, если кто-то сомневается в экономической подоплеке предпринятой Обамой попытки разрядки, я сошлюсь на выводы МВФ, который подсчитал, что США необходимо провести долговременную бюджетную корректировку на уровне более 11% от ВВП, чтобы довести к 2030 году соотношение государственного долга и ВВП, сейчас достигающее примерно 100%, до 60% (то есть до так называемого Маастрихтского стандарта, которому должны соответствовать претенденты на членство в еврозоне). Один из бывших экономистов Goldman Sachs и советников британского правительства недавно писал в лондонской Financial Times, что среди развитых экономик большая бюджетная корректировка требуется только Ирландии и Японии и что «это намного превышает все, чего США удавалось добиться в прошлом».
Пока США все глубже увязают в финансовом болоте (в которое они попали во многом благодаря тяжелой рецессии и сверхдержавным заблуждениям администрации Буша), их так называемые автократические соперники – Китай и Россия - переживают масштабную трансформацию экономики и продолжают устойчиво усиливаться. Отказавшись от коммунизма (то есть, сделав то, чего от них уже давно добивался Запад), они высвободили необузданную мощь капитализма (пусть и государственного, особенно в случае Китая) и рынков, и теперь побеждают Запад в его собственной игре. Их экономическая мощь – а, соответственно, и военная – будут в дальнейшем возрастать пропорционально.
В таких условиях, примирение с Москвой – это единственное, что может помочь Западу предотвратить формирование китайско-российского альянса на основе российского сырья и топлива (а также военных технологий) и китайской рабочей силы, коммерческой хватки и – чем дальше, тем больше – технологических достижений. Помогать возникновению такого евразийского гиганта, неуязвимого для любого западного геополитического давления, было бы глупостью непредставимых масштабов.
Разумеется, новые рыцари холодной войны из Вашингтона и европейских столиц предпочитают прятать головы в песок и называть Обаму предателем. Однако разрядка в отношениях с Россией – это единственный возможный выход. Она дает надежду на предотвращение очередной дорогостоящей гонки вооружений, позволяет США уйти из Афганистана, сохранив остатки репутации, и может помочь урегулировать ненужный конфликт с Ираном. На этом фоне вопрос о том, кто возглавляет посольство США в Москве - г-н Макфол или кто-нибудь еще (пусть даже с полностью противоположными взглядами) – имеет нулевое практическое значение.