Москва – Михаил Ходорковский, бывший владелец российский нефтяной компании, осужденный за хищение нефти и уже отбывший один тюремный срок в Сибири, приговорен в этом месяце к отбыванию второго срока в исправительной колонии в северном регионе на границе с Финляндией.
В соответствии с российской практикой исправительных учреждений в области транспортировки заключенных, Ходорковский, который покинул Москву 10 июня, с тех пор оставался лишенным права переписки и сообщения. Его адвокат заявил в понедельник, что Ходорковский прибыл в неустановленную тюрьму в Карелии к северо-западу от столицы, после долгого переезда на тюремном поезде.
Подобные поезда обычно просто ползут, делая множество остановок, поэтому долгая неизвестность относительно предположительного направления этапирования Ходорковского стала предметом многочисленных спекуляций, учитывая показательную природу данного дела как одного из наиболее политизированных судебных процессов в современной российской истории.
Правительственное преследование Ходорковского порой видится как демонстрация возвращения судебной практики в советском стиле.
Так что имиджу России не пошло на пользу и то, как он был отправлен отбывать свой первый восьмилетний срок заключения в сибирский регион в район Читы – настолько удаленный и неприветливый, что он даже для русских знаменует собой лишения и холодные зимы.
Ходорковский, который был впервые признан виновным в 2005 году, был возвращен в Москву для второго суда, и был приговорен по обвинению в хищении в декабре 2010 года. Он был приговорен к еще шести годам тюрьмы. Суд сократил его общий срок до 13 лет, на один год, по его апелляции весной этого года.
Правозащитные организации говорят, что его настоящим преступлением стало спонсирование оппозиционных политических партий в ранние годы последнего десятилетия, а также переговоры о продаже пятидесяти процентов его компании, ЮКОСа, иностранцам из американской Exxon-Mobil без одобрения Кремля, как только нефтяные цены стали расти, а ЮКОС стал весьма дорогим.
Новая отправка Ходорковского в такой регион как Карелия, лесистую местность с говорящим на финском языке меньшиством в некоторых районах, является свидетельством того, что его увезли не так далеко от Москвы. Но этот район также является историческим центром жесткой гулаговской тюремной системы.
Таким образом, нельзя говорить о том, что выбор тюрьмы для Ходорковского каким-то образом является символически важным, и то, что он на этот раз не в Сибири, о чем-то говорит, и может являться свидетельством потепления официального отношения к нему властей, или же может говорить о том, что условия его содержания станут более комфортными.
Еще одним сигналом о смягчении позиции по делу Ходорковского, поступившим в выходные, стали слова президента Дмитрия Медведева, который предположил, что г-н Ходорковский может быть досрочно освобожден.
В интервью The Financial Times Медведев заявил, что у Ходорковского есть право на условно-досрочное освобождение, а также он может претендовать на президентское помилование, но не уточнил, намеревается ли он издать подобный указ. Ранее официальные представители власти настаивали, что Ходорковскому нужно признать свою вину, т.е. сделать то, что, как он сам заявлял, он делать не собирается, прежде чем претендовать на президентское помилование.
Что касается перспективы условно-досрочного освобождения, Медведев повторил свою оценку, что Ходорковский не представляет угрозы для общества. «Какая опасность может возникнуть?» - задался вопросом он.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант заявил, что ни относительно потеплевшие комментарии Медведева по делу, ни то, что тюрьма, куда на этот раз отправили Ходорковского, находится не в Сибири, не являются признаками изменения отношения власти к его клиенту.
Согласно российскому закону, призванному улучшить тюремное содержание, сказал он, заключенные должны отбывать срок неподалеку от своего места жительства, в данном случае Москвы, поэтому любая отправка в отдаленную колонию является нарушением.
Власти, между тем, не подтвердили, в какой тюрьме в Карелии будет содержаться Ходорковский.
Российские информационные агентства, цитируя анонимные источники в полиции и судебных инстанциях, сообщали, что он будет отправлен в исправительную колонию номер 7 близ города Сегежа и присоединится к группе заключенных, которым велено чистить бараки и делать другую домашнюю работу. Позднее он может начать работать в швейном цехе или на мебельной фабрике, гласили сообщения. В Чите Ходорковский работал в швейном цехе.