Недавно Дмитрий Медведев в своем интервью нашей газете и в выступлении на Санкт-петербургском экономическом форуме выступил за либерализацию контролируемой Кремлем российской политической и экономической системы. Сейчас впервые за несколько лет у России есть президент, который, по крайней мере, говорит правильные вещи.
Стране отчаянно необходимы те реформы, о поддержке которых заявил Медведев. Глубокая рецессия, вызванная мировым финансовым кризисом, демонстрирует чрезмерную зависимость России от экспорта и энергоносителей и ее неспособность диверсифицировать экономику. Сырьевые ресурсы больше не могут обеспечить ей те темпы роста, которые требуются для того, чтобы догнать развитые экономики.
России необходимо установить деловой климат, в котором компании и частные лица будут чувствовать, что их инвестиции в безопасности. Она должна уменьшить перекос, который вызывает деятельность чрезмерно могущественных контролируемых государством компаний, приватизировав их. Она также должна уменьшить бремя бюрократии и обуздать хроническую коррупцию, душащую малый бизнес. Этого невозможно добиться без большей открытости в политике и в СМИ, которая позволит призывать к ответу коррумпированных или некомпетентных чиновников, а также повышать качество управления.
Только таким способом Россия может достигнуть темпов роста, необходимых для того, чтобы одновременно смягчить бедность в своей сельской местности и на неспокойном Северном Кавказе и удовлетворить чаяния растущего городского среднего класса. Пока стране не грозит «арабская весна», однако признаки народного недовольства властями и системой управления в ней уже заметны. Если в течение, скажем, пяти лет не будут проведены полноценные реформы, волнения в ближневосточном духе станут вполне вероятными.
Г-н Медведев продолжает говорить, что они с его ментором и предшественником Владимиром Путиным, сейчас занимающим пост премьер-министра, решат между собой, кто станет поддерживаемым Кремлем кандидатом в президенты – то есть практически гарантированным победителем – на выборах следующего года. Как заметил советский реформатор Михаил Горбачев, таким образом они проявляют глубокое неуважение к обычным россиянам. То, что г-н Медведев сможет осуществить свою программу реформ, мягко говоря, не вызывает уверенности. Тем не менее, он заслуживает уважения уже за то, что он признает, сколь многое надо изменить в России.
Как считает один из бывших советников Кремля, команда Путина воспринимает унаследованную ей после ельцинских времен страну, как «сломанную конечность», которую нельзя вылечить, не загипсовав ее. Однако наложив гипс, они боятся его снимать. Сейчас России нужен лидер, который будет готов это сделать. В противном случае под гипсовой повязкой страна начнет атрофироваться вместо того, чтобы расти и укрепляться.