«Что такого знает Россия, чего не знают ЕС, который, возможно, даст нам статус кандидата, США, которые военное сотрудничество с Сербией считают лучшей частью двусторонних отношений, и НАТО, которая призывает Сербию к сотрудничеству?» - комментирует решение правительства России включить Сербию в группу стран со «взрывоопасной общественно-политической ситуацией» директор Центра евроатлантических исследований (CEAS) Елена Милич. В Москве это решение объяснили ситуацией в Косове.
Государства со сложной социально-политической ситуацией, такие как Иран, Северная Корея и Сербия, определяются как страны с «неэффективной центральной властью, отсталой экономикой, энергетически зависимые, с низким уровнем жизни и опасносй криминогенной ситуацией». «Соответственно решение об увеличении зарплаты дипломатам в Сербии на 20 процентов касается только сотрудников, находящихся в Косове», - пояснили информационному агентству Beta в Министерстве иностранных дел России.
Неназванный дипломатический источник заявил, что Россия не признает независимость Косова, и именно поэтому в список стран с критической ситуацией была включена Сербия. По его словам, решение правительства в Москве является «внутренним документом», в котором «нет никакой политики», и служит только для регулирования отношений внутри государственного аппарата. «Вам не нужно беспокоиться, ничего не изменилось ... Мы не признаем независимость Косова, и только поэтому в список стран с такой (критической) ситуацией, попала Сербия», - сообщил источник в российском МИДе.
«То, что Россия зачислила нас, единственную страну, у которой она взяла контрольный пакет акций энергетических предприятий, в энергетически зависимые страны, - просто цинизм. Демократические выборы, свобода СМИ и права человека, очевидно, не являются важными факторами в оценке ситуации в стране, по крайней мере, Россия их не брала во внимание. Даже если Россия при своей оценке анализировала ситуацию в Косове как в части Сербии, над которой Сербия не имеет контроля, и за некоторые вещи не может отвечать, даже там политическую ситуацию нельзя назвать взрывоопасной. Интересно, какую оценку Россия дала бы сама себе, учитывая упомянутые критерии?» - интересуется Елена Милич.
Наша собеседница считает, что именно влияние России, «заметное и незаметное», - один из основных факторов замедленного движения Сербии к ЕС. Кроме того причиной такой оценки Сербии мог стать арест и выдача Ратко Младича. «Не знает ли случайно Россия что-то о том, где и как скрывался Младич и кто ему помогал», - замечает Елена Милич.