Взамен на дешевый газ Украина готова продать России контрольный пакет акций целого ряда своих стратегических предприятий, сообщили СМИ обеих стран. По информации украинской газеты «Деловая столица» это касается в первую очередь «Турбоатома», Харьковского завода, который производит машины для атомных электростанций; а также портовых сооружений в Одессе.
В настоящее время цена, которую Украина платит за тысячу кубометров газа, составляет 295,6 долларов, но к концу этого года она может значительно вырости, что, по словам президента Виктора Януковича, может поставить под угрозу функционирование украинской экономики.
Но лезвие меча под названием «российский газ» висит не только над Украиной. После разрушительного землетрясения в Японии 11 марта этого года, последовавшего затем цунами, и, наконец, аварии на атомной электростанции в Фукусиме, в Европе все больше говорят о закрытии такого типа «электростанций». Воспоминания о трагедии, случившейся 26 апреля 1986 года на украинской АЭС в Чернобыле, и о ее последствиях, которые по сей день дают о себе знать, мгновенно вернулись в души жителей Старого континента.
Первыми отреагировали немцы - решением к 2022 году отказаться от использования самых опасных энергетических ресурсов. С аналогичными требованиями к ним присоединились итальянцы, а затем и другие. Сомнения по поводу ядерной энергетики появились даже во Франции, которая в настоящее время получает электроэнергию из 58 реакторов, и планировала строительство дополнительных.
Как оценивают западные СМИ, единственным победителем в этом «ядерном кошмаре» будет Россия. Своей политикой исследований, производства и торговли природным газом, самая большая страна в мире наглядно подтверждает, что наша планета еще в состоянии поддерживать нас как вид.
Со строительством «северного» и «южного» трубопровода, при наличии того, который еще с советских времен проходит через Украину, русский газ предложен Европе. Но это имеет свою цену. И экономическую, и политическую. Международное энергетическое агентство на прошлой неделе объявило: наступает «золотой век газа». Уже к 2020 году спрос на этот вид топлива вырастет на 9,5%.
Учитывая все вышесказанное, отказ от ядерной энергии становится серьезным вопросом, испытание которым должны будут пройти большинство влиятельных политических партий Европы. И именно здесь, по опасениям многих аналитиков, может появиться брешь, сквозь которую в некоторые страны Европейского Союза смогло бы проникнуть усиленное влияние России. Это относится, прежде всего, к странам, чьи отношения с бывшей советской силой теперь в значительной степени выходят за рамки «противостояния между Западным и Восточным блоком», унаследованные со времен холодной войны, и которое, в некоторой степени сохраняется, несмотря на изменения, состоявшиеся за последние двадцать лет и изменившие способ мышления и на западе, и на востоке континента.
С другой стороны, приток капитала, основанный на растущем спросе на газ, позволит России усовершенствовать свои технологии, поднять экономику до уровеня западной, и предлагать свои товары на тех рынках, на которых до сих пор, объективно, ей нечего было делать. Это неизбежно повлияет на укрепление позиции России на глобальной политической арене. Особенно, если иметь в виду, что ее покупатели находятся не только в Европе, но и на востоке.
«Если европейцам не нравится наша цена на газ, мы развернемся в другую сторону и будем продавать его Азии», - заявил недавно в интервью Sueddeutsche Zeitung глава Газпрома Алексей Миллер. В прошлый вторник в Москве состоялся третий раунд переговоров на уровне глав энергетических компаний России и Китая. Речь шла о контракте на целых 30 лет и поставке 68 миллиардов кубометров газа в год.
Предупреждение Миллера не осталось незамеченным. Германия удовлетворяет около 40% своих потребностей в энергоресурсах, импортируя газ из России. Можно только представить, что бы произошло, если бы правительство, настоящее или будущее, в Берлине или в другой европейской столице, также зависящей от российского газа, представило какой-либо «энергетический проект», неугодный Москве. И именно на такую опасность указывают аналитики.
Или, как это объясняет Михаил Крутихин из консалтинговой фирмы RusEnergy: «Европа и Газпром (в данном случае Россия как страна даже не фигурирует в качестве партнера) будут зависеть друг от друга, как продавец и покупатель. Строительство новых трубопроводов эту зависимость только усилит».