Российский премьер-министр Владимир Путин, заместитель премьер-министра Сергей Иванов и министр обороны Анатолий Сердюков находятся с двухдневным визитом во Франции. А накануне Москва и Париж подписали контракт на закупку Россией двух десантных кораблей класса «Мистраль». Сделка по «Мистралям» это лишь начало наращивания сотрудничества между Россией и Францией в области энергетики, в модернизации армии и в освоении космоса. России нужны западные знания и опыт, поскольку она продвигается вперед в осуществлении планов модернизации и приватизации, а Франция хочет быть уверенной в том, что не останется в стороне в момент сближения Москвы и Берлина.
---
Российский премьер-министр Владимир Путин, заместитель премьер-министра Сергей Иванов и министр обороны Анатолий Сердюков посетили 20-21 июня Париж, где провели переговоры с президентом Николя Саркози и другими французскими руководителями. Накануне этого визита между Россией и Францией было заключено соглашение стоимостью 1,7 миллиарда долларов о покупке двух французских десантных кораблей класса «Мистраль», которые Париж согласился продать Москве вместе со всеми теми технологиями, которые потребовались России. Строиться эти корабли будут во Франции, а на воду их спустят в 2014 и 2015 году. Еще два таких корабля могут быть построены на российских верфях под наблюдением и руководством французов.
Визит российского руководства это хороший шанс сделать особое ударение на соглашении о поставке «Мистралей». Это дает Кремлю большое преимущество, поскольку он хочет просигнализировать остальной Европе, что у него с Францией мощные взаимоотношения в сфере безопасности (это часть его непрекращающейся кампании с целью выбить из колеи центральных европейцев и породить у них сомнения в преданности их западноевропейских союзников по НАТО). Это также хорошая возможность обсудить некоторые другие соглашения, над которыми работают две страны. Они относятся к области энергетики, к сотрудничеству в военной сфере и в сфере космических технологий. Для Франции налаживание связей с Россией важно в том плане, чтобы развивающиеся отношения Берлина и Москвы не лишили Париж возможности влиять на европейские вопросы безопасности.
Соглашения России и Франции
Контракт по «Мистралям» это самая значительная сделка по продаже западной военной техники в Россию после окончания Второй мировой войны. Десантные корабли класса «Мистраль» это универсальная платформа, способная нести на борту вертолеты и десантные суда, а также размещать личный состав, бронированную технику и предметы снабжения. Французский корабль класса «Мистраль» «Тоннер», находящийся у побережья Ливии и несущий на борту ударные и разведывательные вертолеты, с недавнего времени используется в интервенции НАТО. У STRATFOR нет подробной информации о том, что вошло в пакет соглашений; однако известно, что Россия потребовала включить в объем поставки секретную технику военного назначения, а если конкретно, то боевую управляюще-информационную систему Senit 9, способную выполнять свои функции в соответствии со стандартами НАТО. В будущем корабли класса «Мистраль» дадут Москве возможность для проецирования силы в районах повышенной напряженности, в том числе на дальневосточных Курильских островах, в Балтийском и Черном морях. Неудивительно, что эту сделку с неодобрением встретили в Японии, в странах Балтии и в Грузии.
Однако соглашение о поставке «Мистралей» это лишь часть предстоящего российско-французского сотрудничества. Париж намерен активно участвовать в российских усилиях по модернизации и приватизации.
У частного энергетического гиганта Total, имеющего тесные связи с правительством Франции, есть амбициозный план сотрудничества с Россией. Он планирует приобрести 12% акций российской газодобывающей компании «Новатэк», занимающей второе место в России по объемам добычи. 10% Новатэка принадлежит Газпрому. Таким образом, доля Total в 2013 году увеличится до 19,4%, и у компании будет возможность довести ее до 49% после 2013 года. Новатэк тесно связан с Кремлем и добывает газ для внутреннего российского рынка – правом на газовый экспорт обладает только Газпром. Но Москва стремится осуществить диверсификацию экспортеров, чтобы усилить конкуренцию. Total также приобретет 20-процентную долю в проекте по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Предприятие будет получать газ с находящегося неподалеку Бованенковского месторождения, которое, согласно заявлению Газпрома, осваивается с опережением графика. Добыча газа там должна начаться к 2016 году. Total участвовала в создании предприятия по производству СПГ на месторождении Snohvit (Белоснежка) вместе с норвежской Statoil, так что для французов это будет уже не первый проект СПГ в арктических условиях. Однако это будет самый сложный проект за всю историю, и поэтому пока не ясно, сумеет ли Total реализовать его самостоятельно. Компания уже присутствует в этом регионе, осваивая ряд месторождений к югу от Ямала. Она также может принять участие в совместных с Газпромом проектах в этих краях.
Франция и Россия также стремятся к углублению военного и космического сотрудничества. Находящаяся частично в собственности государства военно-техническая компания Thales ждет возможной приватизации «Российских технологий». «Российские технологии» это военно-промышленный холдинг России, контролирующий едва ли не все компании в военной промышленности. Приватизация будет осуществлена лишь в пределах 10%, (благодаря чему Thales получит два места в совете директоров), но это очень выгодная сделка, потому что она позволит компании получить представление о российских военных технологиях. Пока непонятно, состоится приватизация или нет, однако многие мировые военные державы уже начали обхаживать «Российские технологии».
Иванов также провел конфиденциальные переговоры со своими французскими коллегами о сотрудничестве в космической области. Согласно имеющейся информации, Россия взяла на работу целый ряд уволенных недавно специалистов НАСА из Хьюстона и хочет расширять сотрудничество с французами.
Логика сотрудничества
Предстоящее сотрудничество между Россией и Францией очень существенно по своим масштабам. Париж пытается догнать уже весьма развитые на сегодняшний день российско-германские взаимоотношения. Логика развития отношений с Россией для Франции заключается в том, что она не хочет остаться в стороне в момент, когда Москва и Берлин углубляют свои взаимоотношения. Недавно Россия и Германия укрепили связи в области энергетики и военного сотрудничества. Поскольку Германия решила отказаться от атомной энергетики, Москва и Берлин намереваются развивать и без того активную газовую торговлю. Газпром хочет проникнуть на германский рынок производства электроэнергии, и в этих целях помогает немецкой энергетической компании E.On строить электростанции на природном газе. Кроме того, в текущем году будет введен в эксплуатацию крупный подводный газопровод «Северный поток», который должен выйти на полную проектную мощность 55 миллиардов кубометров газа в 2012 году. Тем временем, немецкая частная оборонная компания Rheinmetall будет строить центр боевой подготовки для российских войск. Берлин и Москва также сотрудничают в дипломатической сфере, пытаясь найти выход из тупика в отношениях между Молдавией и отколовшимся от нее регионом Приднестровье. Пробную попытку в этом направлении они предпримут на запланированном заседании комитета России и ЕС по вопросам внешней политики и безопасности.
Франция наблюдает за сотрудничеством Берлина и Москвы, и хочет быть уверенной в том, что и у нее будут развиваться отношения с Россией, причем независимо от отношений с Германией. Самый простой способ для достижения этой цели – предложить России военные и энергетические технологии, которых у Германии просто нет. В то же время, сотрудничество Парижа с Москвой носит необязательный характер, что позволяет Франции отказаться от него в будущем, если это станет абсолютно необходимо. Это важное преимущество, потому что Берлин, например, все больше зависит от российских энергоресурсов.
Связи с Россией это также страховка на случай возможного, хотя на сегодня крайне маловероятного, разрыва с Германией. Фундамент еврозоны подорван, а Германия все чаще действует в собственных интересах, совершенно очевидно в ущерб Евросоюзу. Поэтому Парижу необходимо налаживать отношения с региональными державами, не входящими в ЕС. Россия это идеальный партнер, поскольку у Парижа и Москвы нет противоречащих друг другу интересов и накладывающихся друг на друга сфер влияния. Этим объясняется и то, почему две страны столь успешно сотрудничали в прошлом, зачастую с вполне конкретной целью изолировать объединенную и сильную Германию.
У России, укрепляющей связи с Францией, имеются свои геополитические и практические цели. Во-первых, России нужны технологии, а Франция может их предложить по подходящей цене. Во-вторых, углубляя отношения с Парижем и Берлином, Москва, по сути дела, привязывает себя к двум этим странам-лидерам Евросоюза. Это непременно расстроит членов НАТО и ЕС из Центральной Европы, поскольку они пытаются противостоять российскому усилению на своей периферии. А Москва тем временем будет пытаться расположить к себе Западную Европу – включая Испанию и Италию, которые также получат выгодные сделки в ходе процессов приватизации и модернизации в России. При этом Кремль рассчитывает на то, что давление со стороны руководства ЕС не пустит Соединенные Штаты на европейский континент.