Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Один раз он танцевал, но чаще разбивался

© РИА Новости/Ты репортер / Перейти в фотобанкСамолет Ту-154 б-2 авиакомпании "Кавминводы-авиа"
Самолет Ту-154 б-2 авиакомпании Кавминводы-авиа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тесные, остроносые и шумные машины, которые иногда называют летающими «Ладами», вспоминая печально известные своей ненадежностью российские автомобили, даже сегодня являются основой бывшего советского воздушного флота. И это несмотря на то, что после схода со сборочной линии последнего Ту-134 прошло уже 27 лет.

Москва – В апреле в интернете появилась любительская видеозапись терпящего бедствие Ту-154, который на малой высоте летел над городом. Машину назвали «танцующим» самолетом, потому что он выписывал в воздухе пируэты, похожие на вальс. Причина в отказе оборудования, заявило руководство. Самолет, который летчикам удалось посадить просто чудом, перегоняли на завод на ремонт, и пассажиров на борту не было.

Это была очередная глава в долгой и страшной хронике катастроф российского самолета марки «Туполев» – на сей раз, со счастливым концом. А произошедшее в понедельник крушение стало более типичным примером.

Тесные, остроносые и шумные машины, которые иногда называют летающими «Ладами», вспоминая печально известные своей ненадежностью российские автомобили, даже сегодня являются основой бывшего советского воздушного флота. И это несмотря на то, что после схода со сборочной линии последнего Ту-134 прошло уже 27 лет. Если бы эти самолеты не запретили в большей части Европы из-за их шума, машины «Ту» наверняка попали бы под запрет из-за их аварийности.

У них отрывались детали шасси во время взлета. Прошлым летом во время рейса в Арктике на одном «Туполеве» отключилась электрическая проводка, и пилот был вынужден садиться на заброшенном аэродроме в глухом лесу. В двух случаях во время взлета трещинами покрывалось лобовое стекло в кабине экипажа. Ходят легенды о том, что один раз лобовое стекло просто отвалилось.

В декабре устаревший «Туполев» совершил в московском аэропорту заход на посадку в режиме планирования после полного отказа двигателей. Его занесло на взлетно-посадочной полосе, и машина развалилась, убив троих пассажиров. Спустя месяц Ту-154 даже не доехал со стоянки до ВПП в городе Сургуте. Двигатели взорвались прямо на стоянке, и погибли еще три человека.

Аэрофлот, являясь флагманом российской гражданской авиации, добровольно отказался от своих «Туполевых» после трех аварий этих машин на других авиалиниях. Тогда в России и на Украине погибли 400 человек. В феврале Иран поставил на прикол весь свой флот Ту-154, сделав это после того, как в результате аварийной посадки загорелась одна машина, а другая потерпела крушение во время рейса в Армению.

Прошлой зимой после взрыва в Сургуте президент Дмитрий Медведев предложил списать все Ту-154. «Нам надо подумать о дальнейшей эксплуатации самолетов этого типа, - сказал он. – Это не новые самолеты».

Тем не менее,  авиационные ведомства в бывших советских республиках настаивают на том, что их гражданские лайнеры столь же безопасны и надежны, как и западные машины. И это несмотря на то, что данные самолеты со своими тесными и зачастую обтрепанными салонами с обшарпанной обивкой напоминают смертельные летающие капканы. До недавнего времени авиационное начальство могло опираться на статистику, которая доказывала, что показатели безопасности у этих самолетов относительно неплохие. Но все изменилось после серии страшных происшествий, когда люди оказывались на волосок от гибели, а также смертоносных аварий, включая произошедшее в понедельник на севере России крушение, в результате которого погибли 44 человека из 52 находившихся на борту.

Власти часто заявляют об ошибках летчиков, но не о механических повреждениях и отказах, однако эксперты говорят, что это не меняет сути дела. Эти самолеты долгое время находятся в эксплуатации, они устарели, да и вообще всегда были весьма ненадежны, в связи с чем частота и серьезность ошибок намного увеличивается.

В Советском Союзе было принято в эксплуатацию в общей сложности 1728 Ту-134 и Ту-154, в основном в 1970-х и 1980-х годах. По данным лондонской фирмы Ascend, которая консультирует страховые компании по авиационным вопросам, из этого количества 94 машины потерпели крушение. Это чуть больше 5%. Для сравнения: из 7280 самолетов «Боинг-737» средней дальности, в катастрофах было потеряно менее 3%.

Многие машины марки «Туполев» достигают предельного срока эксплуатации. Тот Ту-134, который разбился в понедельник, был построен в 1980 году. А линия по производству Ту-134, которая начала работать в 1966 году, была остановлена в 1984-м.

Западные самолеты разбивались в России из-за ошибок российских летчиков. Так, в 2008 году пилоты областной авиакомпании в Калининграде посадили «Боинг-737», не выпустив шасси. Самолет занесло, но он остановился без жертв.

Мелкие происшествия и осечки с самолетами «Ту» случаются с шокирующей регулярностью.

После случая с танцующим самолетом генерал российских ВВС Александр Зелин заявил: «Самолет вел себя таким образом из-за отказа в воздухе системы управления». Об этом сообщило агентство «РИА Новости».

Он добавил, очевидно, чтобы успокоить людей: «После взлета все было нормально».