Грузия по-прежнему верит в свою особую судьбу. Это единственное государство на постсоветском пространстве, которое добивается вступления в НАТО и Европейский Союз, а также проводит для этого масштабные реформы. Тем не менее, в Тбилиси опасаются потери интереса со стороны западных партнеров, вниманием которых завладело улучшение отношений с Москвой.
Находившийся проездом в Париже госминистр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе ответил на вопросы Le Monde. Беседа состоялась накануне визита во Францию премьер-министра России Владимира Путина.
Le Monde: Стало ли соглашение о продаже России четырех кораблей класса «Мистраль» большим разочарованием для Грузии?
Георгий Барамидзе: Мы уважаем решение Франции. Франция – большой друг Грузии. Но давайте придерживаться логики. Речь идет о политическом, а не военном решении. России совершенно очевидно не нужен «Мистраль». Это не оборонительный, а наступательный инструмент. Но против кого Москва намеревается его использовать? Ясно, что не против НАТО, иначе Франция никогда бы этого не допустила.
На Черном море есть Украина и есть Грузия. Если бы Россия хотела вторгнуться в Грузию, то могла бы сделать это и без «Мистралей». Что тогда: Северная Корея, Южная Корея, Япония? Сомневаюсь. Россия намеревается установить с Францией двухсторонне взаимодействие, как уже сделала это с Германией. Ее стратегический план состоит в том, чтобы проявить себя в глазах определенных членов НАТО и Европейского Союза, а затем понять, как изменяется мнение на ее счет.
- Что вы можете сказать о ситуации в Абхазии и Южной Осетии три года спустя после войны августа 2008 года с Россией, по итогам которой два этих сепаратистских региона провозгласили свою независимость?
Речь идет о подставных режимах. У их лидеров меньше власти, чем у некоторых региональных руководителей в России. Все это политический театр. Три года спустя Западу пора бы уже признать полный провал тактики отказа называть оккупацию оккупацией. Россия не только не уходит с этой территории и не позволяет работать там европейским наблюдателям, но и развернула ракетные комплексы «Точка-У» в Южной Осетии и «Смерч» в Абхазии. Русские не скрывают этого и ведут себя предельно цинично. Они все больше насмехаются над подписанным в 2008 году соглашением о прекращении огня.
Пришло время усилить давление на Россию, пусть даже западные страны и хотят развивать с ней дружеские связи. Мы не призываем никого к конфронтации, а только просим признать факты: этническую чистку и оккупацию. Эта оккупация выгодна им, так как они хотят заполучить всю Грузию целиком во имя интересов «Газпрома» и Путина, который не желает, чтобы его сосед стал ближе к Западу благодаря реформам.
Послание России Западу предельно просто: мы не трогаем ваше, а вы – наше. Страны НАТО и ЕС находятся вне досягаемости Москвы, но в то же время все остальные соседи России рассматриваются ей как часть зоны ее безраздельного влияния. С такой точки зрения Грузия, как и Украина, играет решающую роль. Мы пытаемся перейти бурную реку, но мы все еще на середине пути, а не на другом берегу. Они чувствуют нашу уязвимость и не оставляют своих попыток. Вступление в НАТО изменит все. Русские, может, и плохие, но не сумасшедшие.
- За последние месяцы в вашем правительстве не раз заявляли о предотвращении нескольких организованных Россией терактов…
- За последние полтора года русские попытались провести целый ряд террористических акций. В Тбилиси произошло два взрыва у здания американского посольства и штаб-квартиры оппозиционной партии. Были предотвращены и другие акции, в том числе у представительства НАТО.
Кроме того, была задержана группа этнических грузин родом с оккупированных территорий. Благодаря разведке НАТО нам удалось получить подтверждение того, что стоявшие за этим люди были офицерами ГРУ. Нам известны имена и каналы финансирования. Остается лишь узнать, на что нас это выведет.
- Грузинскую полицию критикуют за «непропорциональное применение силы» во время майских выступлений оппозиционеров…
- Истинной целью этих манифестаций было свержение президента Саакашвили и его правительства. Для того, чтобы осуществить свою «мирную революцию», оппозиционеры сформировали небольшие группы людей в масках и арматурой в руках.
События вышли за рамки предусмотренной в законодательстве классической манифестации. Они заблокировали дорогу перед зданием государственного телевидения и хотели помешать проведению военного парада по случаю 20-й годовщины независимости Грузии. Их целью было устроить потасовку с полицией. Некоторые полицейские, возможно, переборщили.
Мы проведем специальное расследование, однако такой ответ был полностью законным и оправданным. Подобные методы используются во всех европейских столицах. Двое погибших, активист и полицейский, были сбиты эскортом г-жи Бурджанадзе [бывший спикер парламента, один из лидеров оппозиции].
- Среди российской элиты царит смятение из-за неясности по поводу будущего тандема Путин-Медведев. Верите ли вы в борьбу этих двух политиков?
- Это игра в хорошего и плохого полицейского. Но я уважаю мнение очень умных людей, которые уверены в существовании серьезных разногласий. Это заставляет задуматься.
Тем не менее, мои знания о России и интуиция все же говорят мне не верить этому. Если разногласия существуют, почему президент Медведев не отстранит Путина от должности? Тем более что, как нам всем прекрасно известно, политик в России теряет половину своей популярности на следующий день после ухода из власти.