Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европе такая политика не подходит

© Reutersевропарламент
европарламент
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политика экономии, секвестирования бюджета и структурных реформ неолиберального толка, проводимая Евросоюзом с 9 мая 2010 года, уже терпит явный провал. К финансовому провалу добавляется экономический: в государствах, на которые легла наибольшая тяжесть предписаний Еврокомиссии и Совета Европы, спад производства либо продолжается, либо начинается, либо они не могут выйти из состояния стагнации.

В четверг 23 июня в Европарламенте должны завершиться дебаты относительно директив, конкретизирующих План нового экономического управления. На встрече в верхах Совета Европы, которая состоится днем позже, должны быть решены некоторые вопросы, связанные с Пактом для евро, в том числе разработка будущего механизма финансовой стабильности.

А тем временем, политика экономии, секвестирования бюджета и структурных реформ неолиберального толка, проводимая с момента печально знаменитого совещания  Совета по экономическим и финансовым вопросам Евросоюза (ECOFIN) 9 мая 2010 года (которая, кстати, была одобрена и Планом, и Пактом), уже терпит явный провал. Хотя они были разработаны для того, чтобы противостоять кризису суверенного долга, через полтора года после появления первых признаков греческого кризиса, эта страна полным ходом движется к реструктуризации своего долга, которой все так боялись. К финансовому провалу добавляется экономический: в государствах, на которые легла наибольшая тяжесть предписаний Еврокомиссии и Совета Европы, спад производства либо продолжается, либо начинается (Португалия), либо они не могут выйти из состояния стагнации (Испания). А между тем уровень безработицы в них растет в результате резкого сокращения внутреннего спроса и отсутствия инвестиций. Провал в социальной области ведет к усилению неравенства, что является следствием массированного наступления на основные институты европейской социальной модели, существующие с окончания Второй мировой войны. В данном конкретном случае это наступление инициировано европейскими институтами. Пакт для евро нацелен на укрепление конкурентоспособности экономик периферийных стран (в принципе, он ради них и разработан), снижение трудовых затрат и на ослабление коллективных переговоров, то есть на те области, в которых Евросоюз не обладает соответствующими полномочиями. Таков антитезис ставки на экономику знания, о которой говорилось в Лиссабонской стратегии.

Нельзя и далее допускать, чтобы подобная политика, столь несправедливая, сколь и провальная, преподносилась нам в качестве единственно возможной альтернативы, не принимая во внимание многие здравомыслящие голоса. Достойно сожаления то, что когда усиливается согласование экономической политики (цель, которую мы поддерживаем), в ход пускаются столь негодные средства.

На своем XII съезде, прошедшем в мае этого года в Афинах, Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП) внесла серьезные изменения в План нового экономического управления и Пакт для евро, предложив одновременно основные направления альтернативной политики.

Европейское профсоюзное движение ведет упорную борьбу против такой политики. В середине мая 2009 года сотни тысяч трудящихся всех стран Евросоюза по призыву ЕКП вышли на улицы Мадрида, Берлина, Брюсселя и Праги, требуя, чтобы первоочередными задачами политики по выходу из кризиса были создание рабочих мест и социальная защита безработных, а также, чтобы эта политика соответствовала европейской социальной модели.

С тех пор ЕКП организовала шесть европейских акций, которые преследовали подобные цели, причем с начала мая 2010 года эти цели уже вступали в прямое противоречие с решениями Еврокомиссии и Совета Европы. Последняя из подобных акций состоялась во вторник в Люксембурге. После нее следует ожидать демонстраций и собраний в ряде других европейских стран. 22 июня акции проходят в Мадриде и других городах Испании. Цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы выразить свое неприятие Плана нового экономического управления и Пакта для евро с одновременным выдвижением различных конкретных требований к данным документам.

Наряду с этими акциями транснационального характера происходит активизация национального профсоюзного движения. В двадцати странах прошли всеобщие забастовки, в которых приняли участие многие миллионы трудящихся. Европейское профсоюзное движение столкнулось с политикой урезания бюджетов и расходов на социальные нужды. Одновременно следует признать, что, по-видимому, оно еще не обладает достаточной зрелостью для использования рычага в соответствии со складывающимися обстоятельствами: всеобщей европейской забастовкой.

Европейские институты и большая часть европейских правительств не прислушались к требованиям европейского профсоюзного движения. Скорее наоборот, они упорно проводят в жизнь политику, которая, будучи социально несправедливой и экономически ошибочной, разъедает основу европейской интеграции, а именно: солидарность государств вокруг общего проекта.

В своем социальном аспекте этот проект сегодня изуродован до неузнаваемости. Недоверие граждан к европейским институтам и усиление евроскептицизма, крайне правых и популистских сил во многих странах являются закономерным результатом столь непродуманной политики.

На своем XII съезде ЕКП достойно преодолела искушение евроскептицизмом и популизмом. В то время как многие европейские институты усилили координацию экономической политики лишь для того, чтобы сократить в короткий срок дефицита государственного бюджета, урезать заработную плату, пенсии и выплаты на социальные нужды и ослабить коллективные переговоры, европейское профсоюзное движение не стало выступать против «нового экономического управления» или требовать «меньше Европы». Наоборот, оно выступило за то, чтобы было «больше Европы», в том числе и в области экономического управления. Но при этом оно сказало решительное «нет» подобной политике.

Для ЕКП «больше Европы» означает, что экономическое управление будет включать в себя унификацию налогообложения, обеспечение экономического роста, создание качественной занятости, проведение рациональной промышленной, энергетической и экологической политики, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных работ и т.д.

«Больше Европы» означает создание необходимых рычагов для изменения экономической модели вокруг двух главных понятий: экономики знания и зеленой экономики (со «справедливым переходом»); производительность и конкурентоспособность то этого значительно усилятся.

«Больше Европы» означает выход из кризиса суверенного долга принципиально иным способом: эффективно и на основе солидарности, применяя такие рычаги как выпуск еврообязательств и других инструментов финансового регулирования. Благодаря этому, рынки будут управляться правительствами, исходя из государственного интереса, а не наоборот, как это происходит сейчас. Введение налога на финансовые сделки и упразднение зон «налогового рая» должны стать основополагающими мерами любых новых действий, направленных на упорядочение финансовой сферы.

«Больше Европы» означает увеличение бюджетов Евросоюза с помощью введения собственных налогов и показателей. «Больше Европы» неизбежно означает проведение в жизнь социальной политики, направленной на сохранение и усиление европейской социальной модели, основанной на высококачественном социальном обеспечении и предоставлении государственных услуг.

Большинство европейских политиков, проводящих наиболее консервативный и неолиберальный курс, как будто другого просто не дано, похоже, не могут понять, что, расшатывая социальные устои Евросоюза, они подрывают весь европейский политический проект. 

«Больше Европы» означает оживление почти угасшего европейского социального диалога, начиная с решения серьезных финансовых проблем с помощью мер, которые позволили бы государствам выйти из кризиса.

Разумеется, европейское профсоюзное движение считает также необходимым сократить объем госдолга и дефицита государственного бюджета: разница заключается в сроках, инструментах и социальном распределении усилий, которые необходимо предпринять для выполнения этой задачи. Недопустимо, чтобы вся нагрузка легла на плечи трудящихся и наименее обеспеченных социальных слоев. Как мы полагаем, этим неприемлемым действиям ответственных политиков Евросоюза европейское профсоюзное движение должно на основе наших предложений сказать решительное «нет!», «так не пойдет!».

Игнасио Фернандес Токсо  - Генеральный секретарь Профсоюзной конфедерации рабочих комиссий и председатель Европейской конфедерации профсоюзов.