Вслед за самосожжением 26-летнего Мохаммеда Буазизи в Тунисе в арабском мире произошли многочисленные перемены, самыми заметными из которых стали свержение президента Мубарака в Каире и начало вооруженного сопротивления режиму полковника Каддафи в Триполи. В свете вооруженного бунта в Ливии, сообщения о силах Каддафи, бомбящих гражданские цели в Ливии, распространились со скоростью лесного пожара в мировой прессе в начале марта этого года.
Но военные руководители России в то время мониторили ситуацию в Ливии из космоса, и их фотографии рассказывали совершенно иную историю. По данным Al Jazeera и ВВС, 22 февраля ливийские правительственные силы нанесли авиаудары по Бенгази и по столице Триполи. Однако российские военные выступили с заявлением, в котором говорилось, что ничего подобного там не происходило. На самом деле, российские военные заявили, что никаких атак на мирных граждан, о которых сообщали глобальные средства массовой информации, не было и в помине. Глобальное внимание в частности сконцентрировалось на оплоте мятежников городе Бенгази, который, казалось, стоит перед перспективой неминуемого уничтожения войсками Каддафи.
Президент Соединенных Штатов Обама должным образом обратился в ООН и впоследствии в Совет Безопасности, который принял резолюцию номер 1973, уполномочившую государства-члены ООН ввести «бесполетную зону… и принять все необходимые меры для защиты мирных граждан под угрозой атаки на страну, включая Бенгази, но при этом исключая возможность появления иностранных оккупационных сил в какой-либо части ливийской территории». В результате установления этой самой «бесполетной зоны», а на самом деле проведения длительной военно-воздушной кампании и недавней отправки боевых вертолетов, гражданская война в Ливии превратилась в поддерживаемый ООН мятеж против Каддафи, врага Запада со времен президента Рейгана. Россия рьяно и с негодованием выступила против союзного участия.
А теперь, когда сирийский режим Башара Асада осуществил жестокое подавление уличных протестов, которое привело к притоку сирийских беженцев в турецкую провинцию Хатай, вновь начинают звучать голоса, призывающие к вооруженному вмешательству в ситуацию. Британский министр иностранных дел Уильям Хэйг, например, однозначно провозгласил, что «Асад теряет легитимность и должен провести реформы или уйти». Глобальное общественное мнение также оказалось крайне озабочено ситуацией в Сирии после визита голливудской звезды Анджелины Джоли, посетившей в прошлую пятницу границу Турции с Сирией. Но вновь Россия выступает против любого рода вмешательства в Сирии.
Причина, которая кроется за твердой позицией России, может быть обнаружена, по мнению некоторых, в том факте, что сирийский порт Тартус, использовавший Советским Союзом с конца 1960-х годов, теперь вновь используется российским флотом. На самом деле, основная часть работы по реконструкции российской военно-морской базы в Тартусе, как предполагалось, должна была завершиться в этом году. В прошлом году китайское информационное агентство «Синьхуа» сообщало, что «Россия не исключала возможности создания военно-морских логистических мощностей на острове Сокотра в Йемене, а также в ливийском Триполи» в качестве дополнения к мощностям в Тартусе (Сирия). Россия конструирует для себя доступ к Средиземноморью со времен правления Петра Первого в XVIII веке. Российские базы в Сирии, Ливии и Йемене могли бы придать логистическое измерение намерениям Москвы создать противовес ощутимому материальному присутствию Америки в арабском мире. Победа НАТО над Каддафи уничтожит планы Москвы по разворачиванию элементов конструкции военно-морской системы в Северной Африке. Западная интервенция в Сирии равным образом поставит под угрозу российские инвестиции в этой стране. В то же время ЦРУ сейчас тоже строит секретную военно-воздушную базу в Йемене, которая, как предполагается, будет служить стартовой площадкой для ударов вооруженных беспилотников.
Превращается ли арабское пробуждение в начало новой холодной войны между США и Россией? Консервативный американский автор Конор Фридерсдорф (Conor Friedersdorf) напоминает читателям о высоких ставках: «Если вы сбились со счета, то это Афганистан, Пакистан, Ирак, Ливия и Йемен, где будет воевать администрация Обамы». Превратятся ли эти конфликты в опосредованную войну между Америкой и Россией, которой, возможно, будет помогать Китай?
Кэн Эримтан - независимый ученый-эксперт из Стамбула. Из его публикаций составлена книга «Османы смотрят на Запад?» (Ottomans Looking West?).