Близкий советник Владимира Путина Владимир Якунин занимает пост президента ОАО «Российские железные дороги». В этой связи он может оценить потенциал сближения России и Франции, так как вместе с почетным президентом французской нефтяной компании Total Тьерри Демаре (Thierry Desmarest) является председателем ассоциации «Франко-российский диалог». «Я отметил, что Alstom находится на более высоком уровне в плане строительства и обслуживания высокоскоростных поездов», - говорит он.
Эти слова, которые прозвучали во время беседы с Figaro в рамках визита в Париж премьер-министра России, были произнесены не просто так. В перспективе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года Путин дал старт программе модернизации российской железнодорожной сети объемом в 65 миллиардов евро. Французское предприятие, по всей видимости, примет в ней активное участие.
Тяжелая промышленность находится в центре общих интересов двух государств, которые обусловили нынешний «медовый месяц» в отношениях Парижа и Москвы. «Между нами не может быть соперничества. Мы дополняем друг друга», - подчеркнул Якунин, составив список преимуществ его страны: огромная территория, обилие природных и энергетических ресурсов, квалифицированная рабочая сила. В свою очередь самой России необходимо развиваться и перейти от зависимости от экспорта сырья к высоким европейским тем технологиям.
Первыми, кто пришел к этому выводу, как всем нам прекрасно известно, были немцы еще во времена Герхарда Шредера. За ними последовали французы, отметил глава РЖД, который также является преданным сторонником Владимира Путина и многое делает для развития стратегических отношений с Парижем. И здесь он хочет пойти еще дальше: «Мир становится все теснее. И повысить общую конкурентоспособность Европы у вас получится только путем расширения сотрудничества с Россией», - отмечает он. Кризис евро, демографические перспективы, ситуация в энергетике (это касается как ядерной отрасли, так и истощения нефтяных резервов) – все это, по его мнению, наши общие проблемы.
Договор о поставке двух французских вертолетоносцев «Мистраль» для российского флота является ключевым событием с большим символическим значением, так как речь идет о первом случае продажи России подобной военной техники западным государством. Соглашение на сумму 1,2 миллиарда евро, переговоры по которому велись с лета 2009 года, в итоге было подписано 17 июня на форуме в Санкт-Петербурге. Для России оно стало символом модернизации ее вооруженных сил. Тем не менее, переговоры продолжатся дальше, так как Москве предстоит решить до конца года, стоит ли ей приобрести еще два судна этого типа, которые будут построены уже в России. «Проблема в том, что программное обеспечение контролируется НАТО. Все зависит от того, что мы действительно получим. Этот договор может стать настоящим прорывом в отношениях России и Запада, а может и не стать». По мнению Якунина, ясности здесь до сих пор нет.
Тем не менее, один вопрос все же вызвал с его стороны бурную реакцию: отношения президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина или скорее их интерпретация в западных СМИ. «Сказать, что одна лошадь белая, а другая – черная, полный абсурд. Это значит расписаться в непонимании того, что стоит за этими изменениями», - говорит он. Другими словами: настоящий лидер – Путин, а модернизация России, с которой связал свой имидж Медведев, проводится по указке премьера.