Шевченко был гостем международного медиа-клуба «Импрессум». Он ведет каждый четверг популярную авторскую программу «Решайте сами», в которой при участии многочисленных экспертов (не только из России) и гостей студии анализируются самые актуальные события внутренней и внешней политики. Тема встречи в таллиннском отеле Radisson Blu Hotel Olümpia была озвучена как «Россия и Эстония: что мешает нам быть друзьями?» Следует сразу сказать: конференц-зал был полон до отказа, части людей не хватило даже мест для сидения. И большая часть пришедших осталась очень довольна выступавшим.
Разумеется, тема обсуждения и вопросы аудитории не ограничивались только вышеназванной тематикой. Прежде всего, о сильных сторонах Максима Шевченко: он умеет громко и долго рассуждать и отвечать на вопросы (в последний раз на протяжении почти четырех часов), у него быстрая реакция, он совсем не боится провокационных вопросов и вообще выглядит спортивно.
Но, с другой стороны, выявились и некоторые стороны, вызывающие вопросы: например, довольно частые промахи в логике, нередко ответы не по существу и не особо детальное знание здешних условий (а, как известно, дьявол кроется в деталях). Правда, он сам занимается прежде всего проблемами Кавказа и Ближнего Востока Последний факт касался, скажем, утверждений журналиста о двухмиллионном населении Эстонской республики (на самом деле в Эстонии около 1,34 миллиона жителей – прим.перевод.). Но пусть все останется как было. Гораздо более поразительным показалось мнение Шевченко о добровольном в свое время вступлении Эстонии в состав Советского союза. Хм… Большинство местных жителей, кстати, вне зависимости от национальности, сейчас не сомневается в противоположной трактовке исторических событий. Логические противоречия я заметил, например, в утверждениях Шевченко и о его личной моральной ответственности за распад Советского союза в 1991 году… С другой стороны, он, по меньшей мере, три раза высказывал мнение о неизбежности краха СССР. В чем же тогда упрекать себя?
Возвращаясь к эстонско-российским отношениям, гость был уверен в следующем – наиболее заинтересованы в эскалации напряженности между соседними народами власть предержащие с их преимущественно уголовным фоном в обоих государствах. В этом отношении он особенно остро критиковал коррумпированное руководство России и бизнес-элиту, которая в погоне за прибылью не желает замечать экономической и политической дискриминации трети населения Эстонии. И внешне демократичный Европейский союз, исходя из собственных геополитических интересов, цинично подыгрывает в этом. Следовательно, следует в будущем сменить большую часть элит.
Гораздо основательнее и интереснее говорил Шевченко о России как о чрезвычайно комплицированной, оригинальной, мультикультурной цивилизации. Этой темой он владеет, разумеется, несравненно лучше. На его взгляд, самобытность высокой культуры России выражается, прежде всего, в православной сакральности, понимании-различии добра и зла и описании жизни и чудес многочисленных святых, а также в искусстве и литературе мирового уровня. Особо остановился он на описанном классиком литературы Федором Достоевским «Великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы». По мнению Шевченко, русская цивилизация еще далеко не исчерпала себя, ее слово миру еще продолжается. «Русский мир», разумеется, не ограничивается лишь Российской федерацией, в его экономико-культурную сферу так или иначе входит большинство постсоветских государств. Поэтому Шевченко одинаково близки русские, украинцы, белорусы, узбеки, евреи и люди других национальностей. В российском шовинизме Шевченко я бы не обвинил, скорее у него ностальгия и какому-то очень большому великодержавному формированию.
P. S. На встрече я сделал уважаемому гостю одно скромное предложение. А именно: его передача могла бы длиться на четверть часа дольше, но в то же время можно было бы ограничить число выступающих. Среди последних есть интеллектуалы, которые пытаются любой ценой возможно дольше покрасоваться на телеэкране, оскорбляя, например, оппонентов. В этом отношении особенно глупо выглядит нервно кричащий, прыгающий и порой даже брызгающий слюной на пиджак ведущего Сергей Караганов с его лиловой лысиной. В ответ Шевченко согласился со мной, что даже претендующая на интеллектуальность дискуссионная передача не должна становиться скучной для зрителей и что я мог бы попробовать поработать редактором при подготовке к выпуску его передач в эфир. Ясная картина, тогда встретимся в Москве, на Первом канале!».
Перевод: Хейно Сарап