Шри-Ланка, стремящаяся укрепить свою экономическую мощь, приглашает Россию и Китай участвовать в ряде новых проектов.
Президент Шри-Ланки Махинда Раджапаксе (Mahinda Rajapaksa) предложил российскому Газпрому - одной из крупнейших в мире энергетических компаний – помочь стране выйти на самообеспеченность нефтепродуктами. Газпром положительно отреагировал на это предложение. Переговоры начнутся в ближайшее время, заявил секретарь президента Лалит Виратунга (Lalith Weeratunga).
В сферу интересов «Газпрома» входят добыча, транспортировка, хранение, переработка и сбыт углеводородов, а также производство и сбыт тепла и электроэнергии. Шри-Ланка хочет, чтобы Газпром, выручка которого в 2010 году составила 117,2 миллиарда долларов, занялся разведкой месторождений в Манарском заливе, поставлял Шри-Ланке СПГ и построил нефтеперерабатывающий завод, чтобы страна могла сберечь драгоценную иностранную валюту.
По словам г-на Виратунги решение о том, какие блоки месторождений достанутся Газпрому пока не принято. Этот вопрос будет обсуждаться, когда представители российской компании сядут за стол переговоров. Разрешение на разведку месторождений Манарского залива уже получили индийские нефтяные гиганты ONGC и Cairn India. Интерес к заливу также выражает малайская нефтяная компания Petronas.
Кроме этого, Россия и Шри-Ланка решили установить прямое авиасообщение. С 15 сентября Sri Lankan Airlines начнут напрямую летать в Москву. Аэрофлот вскоре последует их примеру.
Главным предметом экспорта из Шри-Ланки в страны СНГ остается чай. Г-н Раджапаксе встречался в кулуарах Санкт-петербургского экономического форума с российской и казахстанской делегациями и постарался убедить их упорядочить налоговые структуры, чтобы снизить цены на чай из Шри-Ланки на рынках России и Казахстана.
Обе страны ответили, что они обсудят этот вопрос с остальными странами СНГ и после этого примут решение.
Китай вскоре начнет вторую фазу строительства порта в Хамбантоте. Он также осуществляет в стране ряд других инфраструктурных проектов, строя автомобильные дороги, железные дороги и порты. Именно Китай будет прокладывать 130-километровую железную дорогу из Матары в священный город Катаргаму. Первый этап работ, по словам г-на Виратунги, должен начаться в ближайшее время.