«Ударная волна» от аварии на японской АЭС «Фукусима-1» дошла до Германии. И в такой мере, что, невзирая на то что атомная энергетика обеспечивает почти четверть электричества в стране, Федеральное правительство все равно от нее отказывается. Ожидаемым следствием остановки работы немецких АЭС станет рост тарифов на электроэнергию, а соответственно и цен на все товары и услуги. Рост цен затронет все страны Европы, и немцев за границей любить будут еще меньше.
Первым шагом стало недавнее решение Кабинета канцлера Меркель (Angela Merkel) приостановить работу восьми старейших немецких АЭС. И вот уже президент Федерального агентства высоковольтных электросетей (Bundesnetzagentur) Маттиас Курт (Matthias Kurth) предупреждает: «Немецкие электросети в последнее время работают на пределе возможностей. Летом особый всплеск потребления наблюдается именно на Троицу. Нынешний год не стал исключением, а мощностей у нас меньше, чем прежде. Мы даже вынуждены отказываться от плановых ремонтов отдельных участков сетей, так как обходные пути могут не выдержать нагрузки».
И это, подчеркну, в летний сезон. А чего ждать зимой, популярно объяснил министр экономики Филипп Реслер (Philipp Rösler). Сославшись на прогноз Федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей (Bundeskartellamt), согласно которому рост тарифов на электроэнергию как последствие выхода из атомной энергетики неизбежен, министр объявил: «Биржевые цены на электроэнергию уже выросли почти на 10%. По оценкам министерства, издержки потребителей также вырастут. Мы калькулируем, что семье из четырех человек придется платить за потребляемую электроэнергию на 30–40 евро в год больше. В промышленности же расходы будут отчетливо выше».
В настоящее время ФРГ импортирует энергию из Франции и Чехии, которые отказываться от своей атомной энергетики не намерены. Более того: как ни парадоксально, но электричество, которое Германия закупает в этих странах, производится именно на АЭС. Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Швеция, Финляндия – вот лишь некоторые из стран Евросоюза, которые обладают атомными электростанциями и не собираются от них отказываться. «Европейцы связаны одной цепью: если атомная авария случится во Франции, немцы не останутся в целости и сохранности лишь благодаря тому, что сами отказались от ядерной энергии. А дефицит поставок в Германии будет означать подорожание счетов за энергию для всех европейских семей, а не только немецких», – предупреждает руководитель брюссельского бюро Open Europe Петер Клеппе (Peter Kleppe).
На прошлой неделе президент Чехии Вацлав Клаус (Václav Klaus), выступая на открытии Немецко-чешского экономического форума в Гамбурге, остро раскритиковал намерение ФРГ прекратить работу своих АЭС к 2022 году. Назвав такое решение немецкого правительства «популистским», глава чешского государства сказал: «Немцы – нормальные, рациональные люди, но этого решения я не понимаю. Это просто политическая беспомощность, и это меня страшно раздражает. Я не верю „апостолам“, которые сегодня воюют против ядерной энергетики. За их якобы благими намерениями часто скрывается лоббизм производителей альтернативной энергии». Клаус также напомнил о последствиях закрытия АЭС в Германии: к 2022 году электроэнергия в Чехии подорожает минимум на 30%.