Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Через несколько дней навсегда закроет свои двери муниципальная библиотека в Кирьят-Шмона, самом северном городе Израиля.
Судебный исполнитель, отвечающий за распродажу имущества обанкротившегося учреждения, начнет продавать книги, шкафы, компьютеры. Библиотекари, которые обслуживали городских читателей многие годы, будут выброшены на улицу и останутся без средств к существованию. Библиотека является частью муниципального клуба («матнаса»), которые в течение многих лет накопил огромные долги, исчисляющиеся сегодня девятью миллионами шекелей. Одной из основных причин этого долга являются политические назначения и высокие зарплаты назначенцев.
Муниципальная библиотека в Кирьят-Шмона осиротела в один момент, лишившись всех пятерых родителей – министерства просвещения, министерства культуры, государственной компании по управлению матнасами, министерства внутренних дел и мэрии.
Окружному суду Назарета не оставалось ничего другого, кроме как вынести постановление о закрытии матнаса в Кирьят-Шмона. Был назначен судебный исполнитель, который наложил арест на скудное библиотечное имущество, стоимость которого составляет 150 тысяч шекелей. Через несколько дней можно будет купить книги Диккенса, Шолом Алейхема и Авраама Шленского всего за один шекель.
Дети Кирьят-Шмоны, которым стала недоступной баночка творога на завтрак, будут наблюдать за этим печальным зрелищем – запечатанные двери клуба и горы книг, которые продаются за бесценок. Я хорошо помню дедов этих детей в 50-е годы – летом они задыхались от нестерпимой жары в жестяных бараках, зимой мерзли от холода, не имея возможности приобрести лишний литр керосина для обогрева убогого жилища. Самые удачливые из них, которым удалось получить работу, не получали положенного жалованья в конце месяца. Они получали талоны на продукты, которые можно было отоварить с большим опозданием. Дети голодали. Родители сегодняшних детей (тогдашние дети) были вынуждены продавать талоны спекулянтам черного рынка за гроши. Вместо пяти буханок хлеба, семья получала три.
Сегодня у внуков забирают книги, как когда-то отбирали хлеб. Можно обвинить в происходящем министерство просвещения, министерство культуры, компанию по управлению матнасами, министерство внутренних дел и мэрию. И они действительно виноваты. Можно обвинить министерство главы правительства, которое сократило финансовую поддрежку периферийных населенных пунктов. И действительно оно виновато.
Но главная вина лежит на нас, на всем израильском обществе. Как мы могли допустить подобный разрыв между сытым, богатым Израилем и Израилем, у которого отбирают последнюю каплю молока и последнюю книгу?
Жители Кирьят-Шмона не нуждаются в подачках. Несмотря на скромные возможности, они построили красивый город. Они платят налоги. Уничтожение городской библиотеки свидетельствует о том, что наше общество страдает от тяжелой болезни.