- Господин Мурадян, считаете ли вы, что процесс урегулирования карабахской проблемы вступил в решающую стадию, как можно охарактеризовать нынешний этап переговоров и каковы ожидания?
- Ничего неожиданного и непредвиденного не происходит. Армению ведут к капитуляции, чтобы дезорганизовать те процессы, которые способствуют сближению России и Турции. США и Европа не хотели бы допустить вытеснения их позиций из Черного моря и Кавказа, и делают попытки подвести Армению и Азербайджан к дистанцированию, соответственно, от России и Турции. Вместе с тем, в любой версии развития событий теперь допускается национальная катастрофа для Армении, что выражается в Мадридских принципах. Ранее этого не было, но подписание Арменией Цюрихских соглашений убедило великие державы, что армянское руководство готово на любое соглашение и на любые условия. Однако, имеются еще более важные базовые основания.
Прежде всего, нужно заметить, что если 15 лет назад Нагорно-Карабахская Республика имела наиболее предпочтительные политические позиции в сравнении с рядом государств, называемых «самопровозглашенными», то сейчас, НКР выглядит наиболее непризнанным и наиболее нелегитимным из данных государств. Это произошло потому, что политическое руководство Армении на протяжении этого периода последовательно выполняло различные условия внешних сторон, кульминацией чего явилось согласие с Мадридскими принципами, которые в любом формате и в любой версии являются национальной катастрофой.
НКР ни на шаг не продвинулась к признанию своей независимости и утратила исторически ценное время, прежние позиции, приобретенные в результате первой карабахской войны. Различные политически активные группы в НКР были нивелированы, настроены конформистски, и пока нет надежд на изменение общественных настроений. Наряду с этим, положение НКР стало наиболее уязвимым, и, в отличие от других «самопровозглашенных», осталось в положении вялотекущей войны.
Политика Армении продолжает осуществляться в рамках внешних правил и требований, при этом, считается, что тактика оттягивания войны принесет преимущества, но только не понятно, в какой сфере преимущества. В обмен на земли и возращение беженцев противника мы получаем некий референдум, который сам по себе ликвидирует все, что связанно с созданием Нагорно-Карабахской Республики и многих других политических решений. Этот референдум - просто блеф и идиотизм, которым оперируют великие державы. В самом безвыходном положении оказался человек, который называет себя карабахским президентом, который, согласно сценарию, должен выполнить наиболее отвратительные задачи.
Видимо, настало время, когда карабахские власти могли бы вспомнить, как сделали ручной партию «Дашнакцутюн», и запрещали спонсорам общественных организаций поддерживать их. На кого же сейчас им опираться. Но, так или иначе, окажутся армянские офицеры, которым суждено отвести войска на более чем ущербные позиции. Женщины им будут плевать в лицо на улице, мужчины называть общепризнанными обозначениями, а их дети навсегда станут детьми предателей.
Что касается более конкретных, а не политико-эмоциональных оценок, то Азербайджану сейчас незачем идти на некие «результаты» в переговорах. Азербайджанские лидеры понимают, что их «привязывают» к определенному новому длительному процессу, когда они станут, безусловно, подчиняться внешним факторам, хотя только по общим внешним политическим вопросам. Они поняли, что армянская нация проиграла карабахскую историю, и навсегда, но азербайджанцы хотели бы обрести большее и установить в будущем контроль над всем Южным Кавказом, и «ощущают» в себе силы и возможности. Азербайджан должен будет заплатить за это очень дорого, но он согласен платить.
К этому состоянию привела его политика великих держав, которые не переставали повторять о «территориальной целостности» и прочей чепухе, которая базируется на армянской крови. Сейчас наступил момент, когда уже никакие переговоры, никакие аргументы и пропаганда не имеют никакого значения. Было бы хорошо, если бы президент Армении наконец-то подписал капитуляцию, при полной его поддержке со стороны компании его оппонента-компаньона - первого президента, по крайней мере, наступила бы развязка. Для президента и его окружения складывается весьма благоприятная ситуация, когда мнение и позиция властей полностью совпадает с позицией актуальной оппозиции.
Когда-нибудь, и возможно, очень скоро, армяне поймут, что война была для них не самым худшим выбором. Главным историческим упущением для Армении стал бы отказ от перспективы уничтожить Азербайджанскую государственность, по крайней мере, в ее нынешней конфигурации. Сейчас настало наиболее удобное время для войны. Политическое руководство Азербайджана продолжает блефовать и боится войны. Азербайджанские генералы и подавляющая часть офицерского корпуса в еще большей мере опасаются войны и не имеют должных предположений о возможной войне. Генералы неоднократно задавались вопросом, а что, собственно, означает для них война с Арменией. Нет ни одного примера ролевой игры, проводимой в штабах некоторых государств, которые продемонстрировали бы возможный успех Азербайджана в будущей войне.
- Насколько крупные государства, США, Россия и Франция заинтересованы в войне, какова будет их реакция?
- Западное сообщество, прежде всего, США, весьма озабочены выдвижением Азербайджаном внешнеполитических амбиций, и беспокойство возникает не в связи с непосредственно азербайджанскими фокусами, а тем, что этим может воспользоваться Турция. США и их партнеры проводят политику сдерживания Турции, и считают крайне нежелательным любые попытки и успехи Турции в осуществлении региональной экспансии. Наряду с этим, возрастают опасения по поводу сближения Турции и России. Американцы и европейцы хотели бы не допустить такого хода событий, и стремятся ограничить позиции Турции в регионах, в том числе, в успешном сотрудничестве Турции и России.
Наилучшим выходом была бы управляемая региональная война, позволяющая дезорганизовать планы Турции и России в Черноморско-Кавказском регионе. При этом, не может быть сомнений, что США и Европа хотели бы добиться весьма показательных результатов, то есть, путем военного поражения Азербайджана привести это государство к «порядку» и сбить гонор с Азербайджана, который более чем раздражает их. После данного исхода можно будет говорить о послушном выполнении Азербайджаном его обязательства по транспортировке газа в западном направлении. Самое циничное то, что США и Великобритания надеются, что в этой ситуации, как и в момент войны в Осетии, Россия соблюдет их интересы и станет гарантом неприкосновенности нефте- и газопроводов.
В данной ситуации Западное сообщество надеется на скорое возобновление войны после принятия Мадридских принципов, а Россия надеется на удержание ситуации под контролем и сохранение контроля над Арменией и Азербайджаном. Ни одна из сторон, при этом, не уверена в адекватном продолжении процессов, и великие державы допускают более сложные и не совсем благоприятные для них исходы.
Вместе с тем, как бы ни складывались процессы и события, имеются два государства, которые не хотели бы исчерпания карабахской проблемы, ослабления Армении и ее вооруженных сил - это США и Иран. Россия преследует цель полного исчерпания карабахской темы, депортации армян из карабахской провинции и постепенного лишения Армении суверенной государственности. Политическое руководство Армении готово принять любую версию, надеясь что «обойдется». Не обойдется.
- Насколько заинтересована в войне Россия?
- Ни США, ни европейцы не имеют таких обязательств на Южном Кавказе, какие имеет Россия. Всевозможными договорами она втянула себя в весьма уязвимое положение, поэтому Россия в меньшей степени допускает возобновление военных действий. Но, если русские будут уверены, что война не перекинется на территорию Армении, то они предпочли бы серьезное поражение Армении, что позволило бы им выдать такой исход как свою «работу и заявить Азербайджану о данной своей позиции. Но, это в идеале. Такой исход войны приведет к тому или иному вмешательству США и НАТО, что может перечеркнуть нынешние согласования в рамках Минской группы и вывести регион в принципиально новую ситуацию.
- Может ли произойти возобновление военных действий нынешним летом?
- Нет, этим летом война не начнется. Во-первых, Азербайджан все еще не готов к войне, он должен решить еще многие проблемы военно-технического характера. Во-вторых, придется еще согласовывать эти намерения с Турцией, а в Анкаре не до войны, там свои проблемы, для Анкары будущая война становится аргументом и возможностью для политического маневра, а иначе сказать, для шантажа, и турки не намерены лишать себя такого политического ресурса. И наконец, в-третьих, Азербайджан все еще верит в политическую удачу, и имеет для этого немало оснований. Азербайджан избрал тактику вялотекущей войны, и это его устраивает. Он выигрывает эту войну, это однозначно. Армяне так и не ответили на такую тактику должным образом.
- Вы считаете, что внешние стороны предполагают войну, но насколько это соответствует интересам Армении, и вы не видите другого способа решения карабахской проблемы?
- Я имею в виду, что внешние факторы допускают войну, при некоторых обстоятельствах. Россия, при этом, достигает цели установления контроля над регионом. США пытаются привести Азербайджан к состоянию полной покорности, когда военный транзит будет вполне обусловлен, а полное исчерпание резервов нефти и газа будет достигнуто не через 35 – 40 лет, а через 15 – 20 лет. Кроме того, в результате войны могут быть дезорганизованы планы Турции и России по сближению и военно-политическому сотрудничеству в Черноморско-Кавказском регионе и в других направлениях. Армения имеет немалые возможности переиграть даже столь могущественных внешних факторов, как это произошло в период первой карабахской войны. Для этого имеются все возможности. Нам хотят навязать войну стиля и формата постмодерна, а мы должны продолжить национально-освободительную войну.