Москва - Над пестрыми лентами конвейеров неподвижно зависли транспортировочные крепления. Запах резины от автомобильных шин уже давно выветрился из этих помещений. Механические руки роботов опущены вниз, а сами они прозябают в бездействии. Там, где раньше раздавался производственный шум, сегодня можно услышать только эхо редких шагов.
Июнь 2011 года, российский автомобильный завод ГАЗ в расположенном на Волге Нижнем Новгороде. Впервые за долгое время перед посетителями вновь открываются двери. В течение двух лет его владелец и мультимиллиардер Олег Дерипаска вообще не разрешал никому посещать этот завод, расположенный в 400 километрах к востоку от Москвы. Так было с 2009 года, когда его попытка приобрести немецкого автороизводителя Opel закончилась провалом. Дерипаска не смирился с судьбой, однако вскоре процветавший российский рынок обвалился наполовину в результате экономического кризиса. В первую очередь на колени было поставлено местное устарелое производство.
«Завод был мертв, - говорит сегодня бывший менеджер австрийско-канадского поставщика автокомпонентов Magna International Зигфрид Вольф (Siegfried Wolf), который с прошлого года является председателем правления «Группы ГАЗ» и холдинга RM, которым ГАЗ принадлежит на 61%. «Теперь мы преодолели кризис. Жизнь возвращается», - добавляет он.
Но на самом деле не старая жизнь возвращается, а приходит новая. Сразу три западных производителя в течение короткого времени забронировали себе здесь производственные мощности. Компания Mercedes планирует со следующего года или через год выпускать в городе на Волге свой небольшой грузовик Sprinter. Американский концерн General Motors, помешавший в 2009 году продаже русским компании Opel, теперь сам, начиная с 2012 года, будет ежегодно собирать на заводе ГАЗ (сокращенно от Горьковский автомобильный завод) 40 000 автомобилей мирки Chevrolet Aveo. Но прежде всего концерн Volkswagen позаботится о том, чтобы запустить производство того критического количества автомобилей, которое и должно будет привести в движение остановленные ранее сборочные линии и обеспечить получение прибыли.
Представители города Вольфсбурга на прошлой неделе зафиксировали в договоре, что они в будущем будут собирать в Нижнем Новгороде 110 000 автомобилей. Инвестиции составят примерно 200 миллионов евро, из которых 85 миллионов будут предоставлены русскими. В следующем году начнется производство кроссоверов Skoda Yeti, затем модельный ряд будет постепенно увеличиваться - начнется сборка VW Jetta, а в 2015 году будут выпускаться уже три модели и завод достигнет запланированной мощности. «Если рынок и дальше будет так хорошо развиваться, то я не могу исключить, что будет добавлена и четвертая модель», - почти восторженно заявляет главный представитель компании Volkswagen AG Детлеф Витте (Detlef Witte). «Российский рынок является одним из моторов роста для автомобильной индустрии, а также важной опорой нашей стратегии 2018», - отметил также несколько дней назад его шеф – председатель совета директоров концерна Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn).
И действительно: российский автомобильный рынок буквально рвется вверх. До кризиса были сказочные показатели роста, и российский рынок поднялся на второе место в Европе, но затем он обрушился наполовину, и это было самое большое сокращение рынка в мире. С прошлого года он опять начал расти рекордными темпами, и с января по май 2011 года вновь вырос на 60%, и за этот период было продано 989 000 автомобилей. Хотя докризисный уровень еще не достигнут, но это уже очень близкие показатели.
«Российский рынок восстанавливается быстрее, чем многие предполагали», - подчеркивает менеджер VW Витте. Время, очевидно, подгоняет на пути к мировому лидерству, и поэтому производственные мощности в Нижнем Новгороде оказались как нельзя кстати. «На заводе ГАЗ мы можем стартовать намного быстрее, чем в том случае, если бы нам пришлось строить второй завод в Калуге», - объясняет Витте сделанный выбор.
Калужская область, расположенная вокруг одноименного небольшого города примерно в 200 километрах к югу от Москвы, является той площадкой в российской автомобильной промышленности, о которой больше всего говорят. После второй мировой войны известность этому городу принесла первая в мире атомная электростанция, но после развала Советского Союза он вообще исчез из поля зрения. Только после назначения молодого и энергичного губернатора Анатолия Артамонова начались перемены. У него была мечта – превратить регион в центр высоких технологий и автосборки. Конечно, была обеспечена политическая поддержка, и очень быстро компании PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi согласились принять участие в проекте на новом месте. Компания Volvo также открыла здесь свое сборочное предприятие. И, наконец, с 2007 года концерн VW начал здесь производство одновременно четырех моделей, в том числе и специально разработанного для стран с развивающимися экономиками автомобиля Polo Sedan.
Для того, чтобы параллельно привести в форму и отсталых местных производителей, российский премьер-министр Владимир Путин в прошлом десятилетии настоятельно призывал иностранные концерны заняться сборкой автомобилей в России. В 2005 году он заключил с концернами первое соглашение, которое предусматривало предоставление таможенных льгот в том случае, если они будут собирать в России не менее 25 000 автомобилей. Многие откликнулись на этот призыв. Помимо Калужской области образовался второй такого рода центр в северной столице Санкт-Петербурге. Там присутствуют Toyota, а также Nissan. Кроме того, GM и Hyundai. Что касается третьего центра в городе на Волге Тольятти, то компания Renault-Nissan увеличила свое участие в самом крупном российском автопроизводителе АвтоВАЗ и, как говорят, даже собирается получить в нем контрольный пакет. АвтоВАЗ в наибольшей степени получил пользу от государственной антикризисной поддержки в виде программы утилизации старых машин, а также за счет повышения импортных пошлин на новые автомобили. В будущем компания Renault постепенно заменит на этом предприятии менее конкурентоспособные российские модели.
Четвертым и пока последним большим центром новой российской автомобильной индустрии теперь должны стать производственные корпуса завода ГАЗ в Нижнем Новгороде. Одну часть истории успеха пока завод ГАЗ пишет при помощи своего бюджетного грузовика «Газель», который является лидером на российском рынке в этом сегменте. Благоприятная конъюнктура способствовала тому, что ГАЗ в прошлом году продал 71 500 этих грузовиков. По оценке российского банка ВТБ, компания ГАЗ в 2010 году не без труда вернулась в зону прибыли. За первые пять месяцев 2011 года количество продаваемых машин увеличилось еще на 41%.
Тем не менее: производство легковых автомобилей на заводе ГАЗ последнее время было остановлено. Давно уже прошли те времена, когда можно было гордиться производимыми здесь после войны «Победами», а позднее «Волгами» - лимузинами для аппаратчиков. Еще в советское время завод проиграл в конкурентной борьбе с западными автопроизводителями. Падение продолжилось после того, как Дерипаска установил в Нижнем Новгороде новую или, точнее, бывшую в употреблении сборочную линию, закупленную у американского предприятия DaimlerChrysler. Некоторое время на заводе собиралась российская версия модели Chrysler Sebring.
И вот теперь там, где российским компаниям не удалось добиться успеха, должны организовать свое производство VW и GM. «Постепенно мы вновь подтягиваемся к международным стандартам, - рассказывает менеджер компании ГАЗ в еще не работающем цехе. «Мы готовы, - говорит управляющий директор ГАЗа Леонид Долгов. – Представители VW очень позитивно оценили наше оборудование». Завод ГАЗ был выбран в качестве долгосрочного партнера по причине наличия у него 80-летнего опыта производства автомобилей, отмечает Витте.
Тот факт, что компании VW и GM стали интенсивно искать вторую площадку в России и теперь ее уже открывают, связан не только с развитием рынка. По крайней мере в такой же степени это объясняется тем давлением, которое стало оказывать на них российское государство. Недавно своим постановлением правительство изменило условия сборочного производства. Так называемое 166-е постановление, в рамках которого до 1 июня этого года должны были быть подписаны новые соглашения, предусматривает, что концерны в течение восьми лет могут сохранить преференции в отношении импорта компонентов, если они в течение пяти лет смогут увеличить производство автомобилей до 300 000 единиц в год. Кроме того, локализация цепочки создания добавленной стоимости должна быть последовательно увеличена до 60%, и должен быть также построен свой завод по производству моторов и организован свой собственный исследовательский центр. Россия надеется таким образом привлечь в страну примерно 5 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, и прежде всего она рассчитывает создать критическую массу для индустрии производства компонентов.
«Я убежден в том, что правительство своим постановлением 166 перевело рельсы в правильном направлении», - говорит председатель правления ГАЗа Вольф. Эту точку зрения западные производители разделяют только частично. Прежде всего вызывает сомнение то обстоятельство, что концернам детально предписывается, каким образом они должны производить локализацию вновь создаваемой добавленной стоимости. «Это постановление могло бы быть лучше сформулировано, - считает один из менеджеров. – Но и с ним мы можем жить».
По крайней мере четыре этих концерна – Renault, VW, Ford и GM – именно так оценивают ситуацию. Они подписали новое соглашение и теперь будут расширять свое производство в этом гигантском государстве. Компания GM будет заниматься сборкой автомобилей одновременно на трех площадках. Ford будет работать в альянсе с русскими. Так же, как и компания Renault-Nissan, которая к 2015 году намерена инвестировать целых 1,4 миллиарда евро и вместе с местным альфа-лидером АвтоВАЗом планируют увеличить продажи на 130% и довести их до 1,6 миллиона автомобилей. VW приходит не только в Нижний Новгород, но будет также расширять свои производственные мощности в Калуге. В следующем году концерн из Вольфсбурга рассчитывает инвестировать в России 600 миллионов евро. Почти треть этой суммы будет потрачена на строительство завода по производству двигателей, чего требуют русские. И еще треть пойдет на развитие индустрии производства автокомпонентов. Все именно так, как и хотел Путин.