Москва – Белорусские службы безопасности задержали 450 протестовавших по следам демонстраций по всей стране, устроенных против жестких мер президента Александра Лукашенко.
Белорусский президент Александр Лукашенко держит свое обещание «сильного удара» против любых белорусских граждан, внимающих призывам в социальных сетях протестовать против растущих экономических трудностей.
К четвергу более 450 человек, которые принимали участие во флеш-мобных демонстрациях более чем в тридцати городах по всей Белоруссии, были задержаны службами безопасности КГБ и обвинены в использовании Twitter, Facebook и русскоязычной сети «Вконтакте» для устройства нелегальных собраний, сообщает независимое белорусское информационное агентство «БелаПАН». По данным агентства, многим грозит до 15 дней тюрьмы за «хулиганство».
Крупнейшее из подобных собраний привлекло тысячи в массе своей молодых демонстрантов, причем уже третью среду подряд, которые собрались на центральной Октябрьской площади столицы страны Минска, на молчаливое, без лозунгов, лишь с хлопаньем в ладоши, выражение «неудовольствия» жесткими мерами г-на Лукашенко по ликвидации бюджетного дефицита, которые привели к снижению стандартов жизни и обернулись дефицитом в советском стиле в течение нескольких месяцев. Организаторы акции призвали участников сохранять молчание, не выставлять никаких плакатов и не выкрикивать лозунгов и вести себя мирно с целью постараться избежать попадания под действие драконовского белорусского закона о демонстрациях, который запрещает практически любое недвусмысленно политическое собрание, которое не санкционировано властями.
В отличие от предыдущих разов, когда полиция просто рассеивала, разгоняла демонстрации, на этот раз они, по сообщениям, пошли дальше и арестовали более ста человек только в Минске. В заявлении от имени органов правопорядка, сделанном в среду, говорится, что то, что выглядит как «детская шалость» в интернете, становится серьезным преступлением в «реальном мире», а «подстрекатели» из-за границы обвиняются в нагнетании страстей среди белорусской молодежи.
«Подстрекатели зашли настолько далеко, что уже открыто озвучивают свою основную цель, которая заключается в провоцировании революции посредством социальных сетей в Белоруссии», - говорится в заявлении правоохранительных органов. «Однако какой бы нелепой не показалась цель, некоторые люди могут купиться на эти открыто преступные намерения» и столкнуться с тяжелыми правовыми последствиями, добавлялось в заявлении.
Восстание при помощи социальных сетей
Флеш-мобы, организованные посредством социальных сетей – это новый опыт для Белоруссии, закрытой, постсоветской страны с десятимиллионным населением, которую на Западе часто называют «последней диктатурой Европы».
Но такие протесты, весьма вероятно, будут расти, и становиться более эффективными, по мере того как в стране наступает лето несогласия. В мае опрос общественного мнения, проведенный независимым Институтом исследований в области социологии, экономики и политики в Минске показал, что больше половины белорусов говорят, что они «не могут прокормить» или «едва могут прокормить» свои семьи на свои доходы, покупательная способность которых падает с января.
«Ситуация действительно напряженная», - говорит Андрей Бастунец, зампредседателя независимой Ассоциации журналистов в Минске. «Зарплаты в реальном выражении упали вдвое, в то время как цены растут. Люди становятся все более беспокойными».
Проблемы между Минском и Москвой
Белорусская контролируемая государством экономика начала испытывать проблемы с тех пор, как российские субсидии и дешевые энергоносители начали сходить на нет пару лет назад, на фоне все более желчных отношений между Москвой и Минском. Лукашенко осложнил ситуацию, увеличив государственные расходы на 40% по ходу своей кампании по переизбранию в прошлом году, в том числе увеличив на 50% зарплаты всем государственным служащим.
Лукашенко, который правит Белоруссией при помощи смеси экономического патернализма и строгостей полицейского государства с 1994 года, выиграл перевыборы, получив 80% голосов. Но он вынудил Европейский Союз отказаться от обещаний помощи, начав жесткое подавление политических оппонентов, которые вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство предполагаемым мошенничеством на выборах. Более шестисот человек были арестованы, включая семь кандидатов в президенты, и многие из арестованных остаются в тюрьмах.
Москва, которая ранее финансировала Лукашенко, запросила большую цену за любую дальнейшую помощь. «Россия отказалась от своих имперских амбиций в традиционном смысле. Она не собирается посылать танки в Белоруссию, - говорит Федор Лукьянов, редактор издания «Россия в глобальной политике». - Что Россия хочет, так это того, чтобы Лукашенко отказался от ценных активов, которые контролирует государство, и продал их тем, кто представляет российские интересы. Сюда входят и трубопроводы, и нефтеперерабатывающие предприятия, и калийные активы, и возможно, предприятия других секторов экономики».
Другой потенциальный основной источник финансовой помощи, Международный валютный фонд (МВФ), настаивал на аналогичных условиях, включая свободно конвертируемый белорусский рубль.
«Все кредиторы настаивают на том, чтобы Белоруссия начала реформы, но Лукашенко сопротивляется», - говорит Ярослав Романчук, экономист, который был кандидатом в президенты от либеральной Объединенной гражданской партии. «Он использует все инструменты централизованной экономики, чтобы окопаться и удержаться у власти».
Политика Лукашенко по управлению бюджетным дефицитом, который оценивается в 16% от ВВП, перевела всю боль и все проблемы на население. Меры включают резкую девальвацию белорусского рубля, государственный контроль над ценами на основные продукты потребления, рационирование топлива и запрет на экспорт для предотвращения торговли белорусов с соседними Польшей и Россией.
Экономический кризис
Эксперты говорят, что усилия по замораживанию цен на газ и на основные продукты питания привели к паническим закупкам и неизбежному дефициту, в то время как основные продукты теперь поступают на растущий черный рынок. Белорусский рубль потерял примерно 60% своей стоимости с января, в том числе за счет резкой девальвации сразу на 36% в мае. Американский доллар официально стоит около 5 000 рублей, но его редко можно найти в обменных пунктах; на улице доллары можно купить по 8 000 рублей и выше.
Промышленная экономика Белоруссии, которая серьезно зависит от становящихся все более недоступными импортных поставок, катастрофическим образом замедлилась.
«Многие из моих студентов, которые совмещают учебу с работой, говорят, что их увольняют, вынуждают брать неоплачиваемые отпуска, а также им срезают зарплаты», - говорит Олег Манаев, директор Института социологических, экономических и политических исследований.
«Наши опросы показывают, что люди все больше винят власти за ухудшение стандартов жизни, - говорит он. - Это что-то новое. Мы не видели такого еще даже пару лет назад».
Лукашенко может найти временное спасение в удовлетворении требований России и отказе от ключевых активов, хотя это может в конечном счете подорвать его семнадцатилетнюю систему правления, особенно возможность умиротворять население высокими государственными расходами.
Ранее в этом месяце московские средства массовой информации сообщали, что российский магнат в области удобрений Сулейман Керимов, близкий соратник премьер-министра Владимира Путина, вел переговоры по покупке контрольного пакета в «Беларуськалии», одном из крупнейших в мире производителей калийных удобрений, за 7 миллиардов долларов.
Такой приход наличных средство может дать возможность Лукашенко закрыть дыру в бюджете этого года, консолидировать свое правление и возможно выбраться из бури, говорит г-н Романчук.
«Мы глубоко увязли в этом кризисе, и мы не видим никаких шагов по направлению к либерализации со стороны Лукашенко, - говорит он. - Если он сможет получить то, что он хочет, от продажи одного или двух активов, давление будет снято, и он не будет видеть никакой необходимости в осуществлении реформ, которые могут в конце концов дать шанс на рыночное экономическое возрождение. Это может сработать на него, по крайней мере в какой-то степени, но для обычных белорусов ситуация будет продолжать ухудшаться».