Не только Африка и Ближний Восток. Итальянцы заинтересованы во внешних рынках, не очень удаленных от своей страны, и в последние годы зарегистрирован постоянный поток консультаций, касающихся российского законодательства. Среди фирм, которые этим занимаются, можно назвать Pavia & Ansaldo и De Berti Jacchia Franchini Forlani. Они уже имеют свои филиалы в Москве и Санкт–Петербурге. Есть и другие крупные итальянские адвокатские конторы, которые изучают российский рынок в целях возможного выхода на него.
Pavia & Ansaldo стала одной из первых итальянских фирм, которая сделала инвестиции в Россию. Команда, работающая в России, состоит примерно из 20 адвокатов, которые действуют в филиалах Москвы (открыт в 1998 году) и Санкт–Петербурга (открыт в 2004 году).
В Италии есть адвокатская контора, в которой работает русскоговорящая команда. Она была создана для удовлетворения растущего спроса на консультации со стороны русских клиентов, находящихся в Италии. Фирма имеет дело с крупными и средними предприятиями, которые действуют в сфере инженерного проектирования, введения в строй предприятий, промышленной автоматизации, в области нефтехимии, в производстве запчастей, бытовых электроприборов и в текстильной промышленности.
«В России работают многие итальянские предприятия, по некоторым данным их насчитывается больше тысячи. Они разного типа и размеров. Это происходит, потому что Россия является “страной–потребителем”. Сама она производит очень мало. За исключением продукции военной, энергетической и тяжелой промышленности, остальные товары производятся на территории других стран, владеющих know how», – объясняет Серджио Фьорелли, представитель фирмы SFL Group, работающей в Москве с 1994 года.
«Наши клиенты в основном состоят из средних и относительно крупных предприятий, которые действуют в различых секторах, от промышленности до коммерции и финансов. Так как наша фирма работает в России, предприниматели обращаются непосредственно к нам», – добавляет специалист.
Фьорелли объясняет, что российская нормативная система находится на хорошем уровне, за исключением некоторых секторов. Среди них и тот, который касается процедуры банкротства. «Законодательная система не работает или точнее работает кое-как. Она чувствительна к политическому давлению. Давление может оказываться и на местном уровне, а также исходить со стороны защитников окружающей среды. Административная система также работает со скрипом, – продолжает адвокат. - Предприниматель должен быть гибок, когда он имеет дело с бюрократами, должен избегать споров по поводу дел, которые относятся к компетенции обычных судов, иметь всю необходимую документацию, подтверждающую собственную правоту, и избегать приема в общества российских акционеров, если он плохо их знает и не уверен в их серьезности и надежности. К сожалению, часто некрупные предприниматели, не имеющие достаточных экономических и людских ресурсов, но желающие все–таки открыть дело в Москве, принимают в акционеры местных жителей, что почти всегда заканчивается спорами и потерями» , – суммирует адвокат.
В России, особенно в Москве, работают все крупные международные адвокатские фирмы. Другие итальянские профессионалы сотрудничают с российскими адвокатскими конторами в зависимости от нужд клиентов. Среди недавно приехавших в Москву – Карнелутти. Он открыл свою контору в мае этого года, доверив ее русскому адвокату Валерию Подпалому.
Маурицио Д'Албора, который следил за процессом развития филиала, объясняет, что несмотря на международный кризис Россия постоянно развивается. “Учитывая сложность российского законодательства и сравнительно недавнее приобщение страны к международному рынку, для итальянских предприятий, которые выходят на него, помощь итальянских профессионалов, экспертов по международным проблемам, имеет огромное значение”, – объясняет он.
Типичными клиентами адвокатской конторы являются большие фирмы и акционерные общества, которые намерены открыть бизнес в России, а также русские инвесторы, заинтересованные в итальянских предприятиях. “Мы помогаем одной большой промышленной группе, основавшей в Москве акционерное общество, куда вошел один русский акционер. Хотя у него и небольшая доля, он создал огромные проблемы в управлении и в отношениях с российскими властями. Мы также участвуем в создании группы аэронавтики с участием итальянских предприятий, владеющих, как известно, превосходным know how», – продолжает Д'Албора.
Он добавляет, что трудностей у адвокатов, работающих на российском рынке, хватает. «Наибольшие сложности возникают в отношениях с таможенными и налоговыми службами. Но нам удается их решать, потому что в нашей фирме работают итальянские профессионалы, живущие в России уже несколько десятилетий и хорошо знающие соответствующие проблемы», – заканчивает адвокат.