На экраны выйдет эпизод телесериала о восточногерманской полиции, бывший под запретом тридцать семь лет, еще со времен холодной войны. Один из эпизодов сериала «Телефон полиции 110 (Для вызова полиции наберите номер 110)», в котором речь шла о педофиле-убийце, в 1974 году был запрещен к показу, поскольку правительство ГДР опасалось, что этот сюжет может спровоцировать нежелательные дебаты о смертной казни.
Пленки с эпизодом были конфискованы вскоре после выхода фильма на экраны; все это время считалось, что они потеряны, пока в 2009 году их не обнаружили в немецком телеархиве (German Broadcasting Archive) в Бабельсберге, небольшом городке под Берлином. Однако найденный материал оказался немым. После того, как был обнаружен текст сценария, директор Стефан Урласс (Stefan Urlass) воспроизвел и звук в этом эпизоде; его озвучивали актеры, играющие в этом самом сериале, который оказался весьма жизнеспособным: в этом году он отметил своей сорокалетний юбилей. Последние два года Урласс много работал над восстановлением эпизода, который будет показан по телевидению вечером в четверг.
Идея сериала «Телефон полиции 110» (Polizeiruf 110) возникла в 1971 году, в противовес западногерманскому полицейскому сериалу Tatort («Место преступления»), имевшему за рубежом огромный успех. Опасаясь, как бы граждане Восточной Германии не начали настраивать свои телевизионные антенны на западные каналы, правительство обратилось с просьбой к государственным телекомпаниям выпустить собственный вариант подобного сериала.
С самого начала за ходом работы присматривал «консультант» из министерства внутренних дел.
В эпизоде, о котором идет речь, рассказывалась история нашумевшего дела об убийце по имени Эрвин Хагедорн, изнасиловавшем и убившем с мая 1969 по октябрь 1971 года трех мальчиков в восточногерманском городе Эберсвальде.
Он был приговорен к смертной казни и казнен выстрелом в голову расстрельной командой 15 сентября 1972 года в Лейпциге – факт, который остался неизвестен съемочному коллективу сериала, как и всему населению страны.
«Министерство внутренних дел просто заявило создателям «Телефона полиции», что, по их мнению, это неплохая идея, на примере дела Хагедорна сделать что-то для борьбы с сексуальными преступлениями», - заявил в четверг Урласс.
Авторам «Телефона полиции» дали задание снять эпизод по материалам дела Хагедорна. Однако не успели закончиться съемки, как правительство конфисковало весь отснятый материал без объяснения причин. «У руководства СЕПГ [правящей партии] была совесть нечиста из-за расправы с Хагедорном, и они боялись, что эта история выплывет наружу», рассказывает Урласс. В тот период вопрос о высшей мере наказания был предметом ожесточенных дебатов в Европе; к тому же во время судебного процесса встал вопрос об уголовной виновности Хагедорна в связи с тем, что Хагедорн на момент совершения двух первых убийств еще не достиг возраста, необходимого для привлечения к уголовной ответственности.
На разговоры о процессе было наложен негласный запрет, а соответствующий эпизод был выброшен из сериала, чтобы лишний раз не напомнить зрителям об этом деле. Первоначальный директор картины, Хайнц Зайберт (Heinz Seibert), боролся за то, чтобы фильм был показан; в результате его выгнали с работы, рассказывает Урласс.
Руководство немецкого государственного регионального телеканала, MDR, заявило, что оно считает восстановление этого эпизода историческим проектом. «Отснятый материал и текст сценария убедительно свидетельствуют о том, что показ фильма все еще способен будет увлечь зрителя», - считает Яна Брандт, продюсер телесериала.