Снова оказавшись в качестве главного судьи (за деньги) на международном конкурсе Wikistrat «Большая стратегия», в котором участвуют 30 команд аспирантов и стажеров из элитных университетов и исследовательских центров всего мира, я хотел бы поделиться сугубо провокационным видением будущей долгосрочной парадигмы безопасности России, сформулированным командой Нью-Йоркского университета (найдите здесь ее национальный след). Определенная часть истеблишмента национальной безопасности США возбуждена короткой войной России с крошечной Грузией в августе 2008 года, видя в этой грубой демонстрации силы «возрождение» военной сверхдержавы. Нью-Йоркский университет (NYU) посмел иметь свой взгляд.
Вглядываясь в будущее на пару десятилетий, команда NYU видит, что Москва нервничает по поводу ползучего «завоевания» Китаем своего дальневосточного региона и алчного поиска Пекином источников энергии и полезных ископаемых и там, и по всей Центральной Азии. А каково испытывать судьбу для многонациональной федерации, население которой может сократиться на 40% к 2050 году, в беспокойном так называемом «ближнем зарубежье», на мусульманском Северном Кавказе да и, чего уж там, на западном – натовском – фланге России.
Но есть и хорошие новости, если отвлечься от этих пугающих обстоятельств: глобальное изменение климата возвращает обширные северные границы России назад в стратегические игры, имея ввиду, что глубоководные энергетические ресурсы и возможности логистики (т.е. открывшийся арктический маршрут) необходимо как эксплуатировать, так и защищать. Короче говоря, протяженные незащищенные границы России вот-вот станут намного длиннее и намного беззащитнее.
Вот где команда NYU, выступая на конкурсе с позиций России, находит слабое место в настойчивых попытках Москвы искать приключений в реальной политике на международной арене в стиле могущественного воинствующего Левиафана. Что действительно необходимо сделать, говорит NYU, это выкинуть на свалку этого разлагающегося бегемота в обмен на создание внутренних и пограничных войск, способных вести малые войны, или того, что я давно уже называю «сисадминовскими» силами, в большей степени сосредоточенными на охране окружающей среды, чем трамбовании потенциальных врагов.
Но NYU на этом не останавливается. Команда утверждает, что сочетание демографического спада и обремененного товарным производством экономического развития обессилит и обескровит Россию на фоне ее географически обширных инфраструктурных потребностей (то есть, эти возможности в условиях глобальных изменений климата «разогреваются»). Потрясающая развязка? У России все меньше шансов задирать своих соседей, проще отдать безопасность своих границ под охрану широкого спектра глобальных партнеров, которые стремятся воспользоваться многочисленными природными богатствами страны.
Мы более склонны думать о России исключительно как об энергетической державе, говорит команда NYU, но ее будущее благосостояние все более будет определяться ее центральным географическим положением (логистикой) и ее возможностями экспортировать продукты питания и воду в более голодные и жаркие части мира. Водные ресурсы Азии могут в целом удовлетворить около половины ее потребности в воде (60% населения Земли живут на территории, имеющей 36% пресной воды планеты), и большая часть этого «голубого золота» сосредоточена на севере, также известном как Россия. Таким образом, изменение климата почти наверняка заставит Россию переключиться на сельское хозяйство (в отличие от Северной Америки), и в буквальном смысле сделает ее местом, куда устремятся люди из слишком горячих средних широт.
Сложите все это вместе, говорит команда NYU, и вам станет ясно, что Россия неизбежно войдет во все виды соглашений по обеспечению безопасности со своими соседями и дальними партнерами, а это означает, что военное пугало Большого Красного Брата уже никогда не возвратится.
Неплохо для будущих больших стратегов США.