Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Особенности российской интеграционной политики

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТаджикские трудовые мигранты в вагоне поезда Москва-Душанбе
Таджикские трудовые мигранты в вагоне поезда Москва-Душанбе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопросы национальной политики, интеграции, мультикультурализма и интернационализма обсудили российские и немецкие эксперты в рамках проекта Культурного центра имени Гете в Москве «Настоящее будущего».

Вопросы национальной политики, интеграции, мультикультурализма и интернационализма обсудили российские и немецкие эксперты в рамках проекта Культурного центра имени Гете в Москве «Настоящее будущего».

Немецкий культурный центр имени Гете в Москве и журнал «Новое литературное обозрение» 24 июня завершили первый курс лекториев в рамках проекта «Настоящее будущего». Девятая по счету дискуссия была посвящена темам миграции и соседства разных культур в рамках одной страны. Методика выстраивания отношений в современном обществе путем развития мультикультурализма провалилась, считает философ, редактор журнала «Неприкосновенный запас» Андрей Захаров. Это заявление не только дало начало дискуссии, но и стало впоследствии основным ее выводом.

Город - единство непохожих

«Разговор о мультикультурализме должен идти не в плоскости национальной идентичности, а с позиции урбанистической», - отметил немецкий журналист, автор и исследователь миграционных процессов Марк Теркессидис. То есть, формирование пространства для жизни людей, относящимся к разным культурных группам, должно проходить не путем создания своеобразных гетто, внутри которых сохраняются все признаки нации в традиционном смысле этого слова. Оно должно идти через выстраивание добрососедских отношений в рамках единых правил общежития, где каждый индивид сохраняет национальную идентичность.

Марк Теркессидис уверен, что иной подход просто невозможен, так как приведет к формированию враждующих этнических групп внутри каждого крупного города. Эта уверенность, по словам эксперта, базируется на том, что слишком много мигрантов живет сейчас в городах. Например, во Франкфурте – 40% мигрантов, в Кельне – 30% мигрантов, в Берлине 30% мигрантов, привел данные статистики Марк Теркессидис. «Если мы хотим сократить различия между людьми, имеющими разный культурный уклад, нужно опираться именно на правило общего пространства проживания», - отметил эксперт.

В изначально многонациональной России этот вопрос стоит еще более остро. Здесь основную роль играет даже не внешняя миграция, хотя число гастарбайтеров из стран СНГ довольно велико, а миграция внутренняя, считает доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики, руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма Института социологии РАН Эмиль Паин. «Основным объектом ксенофобии в России выступают внутренние мигранты, граждане Российской Федерации, жители республик Северного Кавказа, - заявил эксперт в своем выступлении на лектории. - Уже одно это показывает, что применяемая на Западе методика ослабления миграционных проблем за счет ограничения въезда иностранных граждан не может быть использована в России».

Потенциал, который не используется

Эмиль Паин отметил также, что в России с 1991 года нет никакого понятия мультикультурализма, равно как нет и внятной национальной политики. «Не могу сказать, была ли национальная политика в СССР лучше или хуже, чем в России. Главное, что она была», - заявил эксперт. Достижением советской эпохи, по словам Эмиля Паина, была внедрение идеи интернационализма. Это тот редкий случай, когда Западу есть чему поучиться у России времен СССР. «Если очистить интернационализм СССР от идеологического мусора, то можно говорить о том, что у нас уже есть удачная идея для национальной политики. И называется это интеркультурализм», - считает Эмиль Паин.

Главным показателем повышения уровня интернационализма, по словам эксперта, является готовность вступать в межэтнические браки. В СССР было в пять раз больше интернациональных браков, чем когда-либо на территории страны до или после. Кроме того, способность разных этнических групп к интеграции напрямую связана с принадлежностью к различным социальным группам. Марк Теркессидис отметил, что бедные турки в Германии интегрируются значительно хуже, чем богатые. По мнению эксперта, причина в том, что принадлежность к этносу дает дополнительный ресурс для выживания.