Итак, прошедшая в Казани встреча Саргсян-Алиев при посредничестве президента России Дмитрия Медведева, несмотря на ожидания президентов стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, несмотря на усилия сопредседателей, несмотря на надежды руководителей разных международных организаций, тем не менее, закончилась безрезультатно.
Армения и Азербайджан не подписали какой-либо документ об Основных принципах урегулирования. В какой-то мере это было ожидаемо, судя по интервью лидеров Армении и Азербайджана телеканалу Euronews, где они говорили о невозможности односторонних уступок противоположной стороне. Таким образом, в сущности, можно сказать, что поворотный пункт в процессе карабахского урегулирования не удался. И в этом смысле нужно констатировать, что фактически мы предстали перед реальностью перелистывания еще одного этапа урегулирования конфликта.
Дело в том, что Казань отнюдь не была рядовой встречей, она проходила на раскаленном дипломатическом фоне. И когда в условиях такого фона ожидания не сбываются и получается просто очередная встреча, то это означает, что имеем дело с неудачей, провалом или завершением. Следовательно, проблема ныне в том, что же ожидается после этого. Стороны выступили с заявлением о том, что, тем не менее, зафиксирован прогресс. А это означает, что развития в виде военных сценариев остаются маловероятными, хотя определенные проявления напряженности не исключаются. Стало быть, очевидно, что осью продолжения процесса будет оставаться дипломатия.
Вопрос в том, какие же нововведения будут иметь место в процессе, будут ли они касаться содержания или формата. Хотя, не исключается также, что ничего и не будет, и статус-кво, как и его гарант – Минская тройка – сохранят свой формат и не позволят, чтобы другие субъекты вовлекались бы в процесс. Факт также в том, что казанский провал стал ударом по политическому и посредническому реноме России, и, в сущности, Армения и Азербайджан нанесли дипломатическую пощечину России. Это стало очередным проявлением провала кавказской политики России, что может выдвинуть новые соотношения сил и новые расклады в регионе, скажем, активизировать Соединенные Штаты Америки и Европу.
И в связи с этим уместно вспомнить симптоматичную деталь, когда несколько дней назад в Европарламенте во время слушаний по Нагорному Карабаху американский и французский сопредседатели МГ ОБСЕ Роберт Брадтке и Бернар Фасье призвали Европейский союз еще больше активизировать свою вовлеченность в южно-кавказские, в частности, карабахские процессы. По всей видимости, в ближайшее время мы станем свидетелями длительного совместного кавказского похода США и Европы.