Италия и Германия – это две страны, которые сильно отличаются между собой с исторической, экономической и политической точек зрения, но сегодня их объединяет общий фактор – Россия. С одной стороны, правительство Ангелы Меркель решило по доброй воле отказаться к 2022 году от использования атомной электроэнергии, с другой стороны, правительство Сильвио Берлускони вслед за недавним референдумом было вынуждено отступиться от проекта строительства новых атомных электростанций. Оба правительства, которые всего несколько месяцев тому назад настаивали на необходимости использования атомной энергии, сегодня «вынуждены» резко поменять свою энергетическую политику. Именно сейчас в игру вновь входит Россия, имея очень сильные позиции.
Отказ Германии и Италии от использования атомной энергии привел к немедленному усилению геополитической и экономической роли Москвы. Разумеется, как Рим, так и Берлин намерены развивать с большей эффективностью и надежностью возобновляемые источники энергии, но, очевидно, что в ближайшие пять–десять лет они будут продолжать нуждаться в российском газе, который неожиданно стал фундаментальным и важным источником энергии. Не является случайностью, что именно эти две страны поддержали и продолжают поддерживают идею строительства двух газопроводов «Северного Потока» и «Южного Потока», которые доставляют газ в Европу непосредственно из России (в случае Германии), а в будущем будут доставлять в Италию в обход стран, не входящих в Евросоюз.
Но если «Северный Поток» уже действует, то «Южный Поток» еще находится в стадии проекта. Его авторами являются итальянская нефтегазовая компания ENI и российский Газпром. Как это уже хорошо объяснялось в статье в Stratfor, воспроизведенной 7 июня нашим журналом, в основе строительства «Северного Потока» никогда не лежала идея наращивания импорта российского газа, так как Берлин вовсе не хочет увеличивать свою зависимость от Кремля. Действительно, Москва больше не сможет обвинять Украину и Белоруссию при возникновении нестабильности в снабжении газом Германии, как это сделал Путин во время недавней встречи в Сочи (Россия) с Ангелой Меркель, объясняя неполадки в работе нефтепровода «Дружба», который снабжает Европу нефтью через Белоруссию, Украину и Польшу.
Сейчас то же логическое обоснование лежит в основе проекта «Южного Потока». В прошлом он подвергался жесткой критике, но его отстаивало итальянское правительство. В свете последних событий выбор правительства Сильвио Берлускони сделать ставку на российский газ и привилегированные отношения с Москвой несмотря на многочисленне возражения представляется правильным и дальновидным. Правильность сделанного выбора подтвердилась в дальнейшем, после того как Ливия стала страной, которая более не может дать гарантий регулярного снабжения и для которой стало трудно делать прогнозы на будущее о возможном политическом и экономическом равновесии. Если учесть, что цена на нефть скорее всего еще будет расти, а Ближний Восток находится в постоянном брожении, на сегодняшний день, по–видимому, Россия остается наиболее серьезным и надежным партнером, который может дать гарантии в снабжении газом.
Кроме всего прочего, «конкурирующий» с «Южным Потоком» проект газопровода Nabucco, который должен подавать газ с Кавказа, от Каспийского моря, и с Ближнего Востока, задуманный для снижения зависимости Европейского Союза от России, начнет осуществляться с дальнейшим опозданием, согласно сообщению газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung от 6 мая этого года. Действительно, начало строительства перенесено на 2017 год.
Строительство «Южного Потока» по проекту Eni и Газпрома, наоборот, должно быть завершено к 2015 году. К нему скоро подключатся немецкая компания Wintershall и французская Edf, как сообщила газета Il Sole 24 Ore 16 июня этого года. Таким образом, проект этого газопровода получает полное «благословение» Европейского Союза.