«Лада», автомобиль советского пролетариата, выжил во время перехода к капитализму и сейчас расширяется, чтобы дать отпор General Motors Co. (GM) и Fiat SpA (F), два десятилетия спустя после падения коммунизма.
Родительское ОАО «Лады» - «АвтоВАЗ», 25% акций которого владеет Renault SA (RNO), планирует инвестировать порядка 153 миллиардов рублей (5,4 миллиарда долларов) в представление и производство семи новых моделей в ближайшие три года. Автомобили в некотором роде придут на смену тем, что были разработаны еще до того, как Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году и возглавил распад Советского Союза.
«Лада», доминирующий бренд российского рынка, занимающий на нем долю в 24%, сейчас испытывает давление, пытаясь удержать свои лидирующие позиции. GM, Volkswagen AG (VOW) и Ford Motor Co. активно работают, оказывая давление на рынок, который, по прогнозам, должен стать крупнейшим в Европе в течение трех лет. Доля GM на рынке сейчас составляет 8,9%, а VW - 7,5%, и при этом оба сообщают о более высоких темпах роста продаж, чем у «Лады», за первые пять месяцев года.
Российский автопроизводитель возлагает надежды на покупателей, подобных Сергею Черных. 35-летний менеджер по розничным продажам из Воронежа, города примерно в пятистах километрах от Москвы, отверг Fiat и Chevrolet, предпочтя купить седан ВАЗ-2107, потому что он дешев и его легко обслуживать.
«Я выбрал «Ладу» в основном из-за цены», - говорит Черных. «Я даже могу сам произвести небольшой ремонт, чего я не смог бы сделать, если бы купил иностранную машину, из-за большого количества электронных устройств в ней».
Добрежневская классика
ВАЗ-2107, одна из трех так называемых классических моделей, была впервые представлена в 1982 году, когда у власти был Леонид Брежнев. Сейчас цены на нее начинаются с 206 900 рублей (7 300 долларов), что составляет менее половины цены Ford Focus или VW Polo.
Другие «Лады» советских времен, все еще продающиеся, это модели ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105, которые являются самыми дешевыми «Ладами» и стоят всего 178 000 рублей. «Классика» - вторая из самых популярных моделей в линейке российского производителя после «Лады-Калины», которая была представлена в 2004 году и цены на которую начинаются с 281 900 рублей. Новейшей «Ладой» является «Лада-Приора», представленная в 2007 году, она стоит 326 300 рублей.
Вызовом для «Лады» станет задача сохранить низкие цены, при этом модернизируя технологии, с тем, чтобы более успешно конкурировать с иностранными брендами, говорит Елена Сахнова, аналитик «ВТБ-Капитал» в Москве. Цена - наиболее конкурентное преимущество «Лады», особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, говорит она.
Преимущества уменьшаются
Чтобы обеспечить свои лидирующие позиции на рынке, компания также полагается на сеть из 385 дилеров, это более широкая сеть, чем у любого из иностранных брендов, и ни один из них пока не способен соответствовать столь широкому охвату. В Воронежской области, где проживает 2,4 миллиона человек, есть девять дилеров «Лады» и только один магазин Renault.
«Та же самая ситуация - в любом другом небольшом городе в России», - говорит Сахнова. «Но ситуация меняется, и «АвтоВАЗ» будет терять это преимущество по мере того, как Ford, GM, Toyota и другие будут продолжать расширяться».
Ford, у которого есть завод под Санкт-Петербургом, подписал в этом году производственное и дистрибьюторское соглашение с ОАО «Соллерс». Volkswagen, у которого работает новый завод в Калуге, будет производить машины под брендами VW и Skoda вместе с ОАО «ГАЗ», российским производителем транспортных средств, которым владеет миллиардер Олег Дерипаска. Bayerische Motoren Werke (BMW) AG рассматривает возможность строительства завода в России. Fiat, который помогал создавать ВАЗ в 1960-е годы, также планирует местное производство.
Россия может стать крупнейшим автомобильным рынком в Европе в 2013 или 2014 году, обойдя Германию, говорит Иван Бончев, московский глава автомобильного отделения Ernst & Young. Министерство промышленности России прогнозирует рост продаж автомобилей на 73% до более чем 3,3 миллиона единиц к 2015 году.
Курс Путина
Чтобы справиться с наступление иностранных автопроизводителей, «АвтоВАЗ» планирует воспользоваться помощью и на платформе модели Logan от своего партнера Renault создать несколько новых моделей, включая вэн и минивэн. Французский автопроизводителей также поможет «Ладе» разработать недорогую платформу, которая придет на смену «классике», говорит Оксана Назарова, московский представитель Renault.
У автопроизводителя есть влиятельные союзники. Российский премьер-министр Владимир Путин проехал 2 165 километров (1 345 миль) на желтой «Ладе-Калине» версии Sport, чтобы проинспектировать новую дорогу на российском Дальнем Востоке в августе прошлого года. Он назвал автомобиль «комфортным и надежным», как сообщало государственное информационное агентство «РИА-Новости».
При поддержке новых моделей «Лады», Renault вместе со своим партнером по альянсу Nissan Motor Co. рассчитывает увеличить совместную долю всех трех брендов на рынке России до 40% к 2016 году, говорит Назарова. Сейчас у группы доля рынка в 35%, по данным российской Ассоциации европейского бизнеса.
Автомобили за еду
Со своей стороны, «Лада» нацелена на то, чтобы увеличить продажи примерно вдвое до порядка одного миллиона машин к 2020 году с 564 000 штук в прошлом году, сказал представитель «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. В 2011 году компания нацелена на показатель производства в 700 000 автомобилей.
При всех своих амбициях, до настоящего момента «Лада» показывала не то чтобы блестящие результаты. После развала Советского Союза в 1991 году произошел коллапс и автомобильного рынка. Завод в Тольятти на Волге продолжал работать в то время, продавая готовые машины за запчасти от поставщиков или за продукты питания или одежду для рабочих, говорит Юрий Зекцер, бывший член совета директоров «АвтоВАЗа».
Производитель «Лад» поддерживался на плаву при помощи выплат со стороны российского правительства, объемов государственных займов к середине 1990-х годов достиг одного миллиарда долларов. Растущие долги и все больше усиливающийся технологический разрыв с остальным автомобильным миром вынудил российские власти искать партнера. В 2008 году Renault обошел GM и Fiat в борьбе за 25% доли в «АвтоВАЗе». Базирующийся в Булонь-Бианкур французский производитель сейчас ведет переговоры по приобретению контроля над российским автопроизводителем.
Проблемы производителя в последние двадцать лет представляют собой большую разницу по сравнению с его позицией компании, производящей наиболее предпочтительный автомобиль в советские времена. Восточногерманским покупателям приходилось ждать до 17 лет, чтобы получить «Ладу», машину, название которой является старинным русским словом, означающим «любимая, милая, ненаглядная».