Недавние заявления российского президента Дмитрия Медведева о свободе и политической конкуренции заставили многих западных наблюдателей обрести надежду на возникновение новой волны реформ в России. Однако Министерство юстиции отказало в регистрации «Партии народной свободы», что доказывает, что заявления президента – пустой звук.
С 2004 года, когда президент Владимир Путин отменил выборы по одномандатным округам, только списки зарегистрированных партий стали возможны для выставления на парламентские выборы. Решение правительства означает, что 4 декабря у россиян не будет возможности проголосовать за главную демократическую партию оппозиции. Даже до первого бюллетеня понятно, что законность российских выборов под большим вопросом.
Несмотря на постоянный запрет Кремля на предоставление телеэфира оппозиции на федеральных каналах, последние опросы общественного мнения Левада-центра показали, что «Партия народной свободы», основанная бывшим премьер-министром Михаилом Касьяновым и бывшим вице-премьером Борисом Немцовым, вполне могла рассчитывать на получение кресел в Государственной Думе. Это не удивительно. Платформа партии поддерживает введение губернаторских выборов, требует усиления судебной независимости, свободы СМИ и свободы собраний, амнистию для политических заключенных и более суровые меры по борьбе с коррупцией.
Нынешнее правительство Путина-Медведева выживает исключительно за счет своей монополии на власть, а не в силу идей и заслуг. Министерство юстиции сообщило, что «Партии народной свободы» отказано в регистрации по причине того, что 79 имен из 46148 человек, подписавшихся как сторонники, были неправильно зарегистрированы.
Такого рода обвинения уже не смешат. За несколько недель до вынесения решения члены «Партии народной свободы» заявляли, что получают звонки с угрозами и визиты милиции, требующие от них выхода из партии. По мнению Немцова, предстоят не выборы, а спецоперация по захвату власти.
«Партия народной свободы» стала восьмой по счету политической группой, начиная с 2007 года, которой отказывают в официальной регистрации. Остальные партии были либеральными и центристскими, националистическими и социалистическими, все партии имели мало общего, кроме смелости заниматься политикой без одобрения Кремля. По сути, в России проводятся выборы, которые очень похожи на проходившие в Советском Союзе, когда не было выбора, а была лишь правящая партия.
Только теперь авторитаризм прячется под фасадом многопартийности, где путинская «Единая Россия» играет главную роль, а остальные – марионетки Кремля. В федеральном регистре в настоящий момент находятся семь партий.
Среди марионеток – вечно вторая по показателям «Коммунистическая партия», ошибочно носящие имя либералов ультранационалисты ЛДПР, центристская «Справедливая Россия» (которую заместитель главы администрации Владислав Сурков называет «второй ногой» режима), и последнее добавление – «Правое дело», чья цель - создание видимости демократического движения на выборах. Стоит отметить, что их съезд состоялся в субботу, спустя несколько дней после отказа в регистрации «Партии народной свободы».
Заявляя о том, что эти партии представляют собой оппозицию, ни одна из них не представляет сильной угрозы режиму, довольствуясь указанными местами. Единственной зарегистрированной партией с демократической и оппозиционной историей является либеральная партия «Яблоко», основанная экономистом Григорием Явлинским. Партии постоянно приходится сталкиваться с трудностями, включая тот факт, что почти половина кандидатов партии была дисквалифицирована от участия в проходивших в марте региональных выборах.
Демократические заявления Медведева направлены, прежде всего, на западную аудиторию. Реальность нынешней России состоит в том, что это страна с авторитарной системой централизованного управления, сильно контролируемой прессой, верным парламентом и политически мотивированной судебной системой. В начале президентского срока Путина население страны почти полностью поддерживала его строй, что позволило этой негибкой системе выжить.
Нынешние опросы общественного мнения показывают, что 50% россиян не одобряют нынешние действия правительства, а 49% готовы выходить на улицу, чтобы протестовать.
Невозможность сменить правящую элиту в момент голосования может иметь неопределенные последствия. В начале 2011 года группа деятелей культуры, включая Владимира Войновича и Эльдара Рязанова, подписала открытое письмо, в котором они предупредили российские власти о том, что попытка удерживать неконституционный режим может привести к серьезным социально-политическим протестам в ближайшем будущем.
Посмотрев на цветные революции в Сербии, Грузии и Украине, где обман по результатам голосования привел к массовым протестам и мирному свержению авторитарных режимов, Путин решил позаботиться о том, чтобы его конкуренты не получили даже доступ к выборам. Решив проблему именно так, он избежал развития ситуации по украинскому сценарию. Но усилил риск повторения тунисского сценария.
Владимир Кара-Мурза – лидер оппозиционного движения «Солидарность». Он был кандидатом в российский парламент на выборах 2003 года.