Активисты борьбы за права человека приветствуют решение Международного уголовного суда о выдаче в понедельник ордера на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи по обвинению в преступлениях против человечности и военных преступлениях. Но ордер на арест Каддафи вряд ли сможет как-то повлиять на ту тупиковую ситуацию, в которой в настоящий момент находится операция НАТО, поддерживаемая США, считают многие эксперты.
Решение МУС может еще больше усугубить ливийский конфликт. Оно может привести к тому, что Каддафи будет решительнее действовать против самолетов НАТО, и шанс на дипломатическое решение о его передаче власти испарится, так как любое поражение приведет к его аресту.
Будь вы Каддафи, склонило бы вас решение суда к тому, чтобы оставить страну или сесть за мирные переговоры? Этим вопросом задается Стивен Гроувз (Steven Groves), эксперт по правам человека и член Heritage Foundation в Вашингтоне. «Я думаю, что он совсем откажется от такой идеи».
Данное предпочтение Каддафи не явилось бы исключением, ведь он явно получает удовольствие от того, что ему удается избежать попаданий натовских бомб в течение нескольких месяцев, добавляет Гроувз. «Главы государств редко рассматривают возможность мирных переговоров, находясь в таком вооруженном конфликте, как этот, тем более что существует международный ордер на их арест».
МУС, расположенный в Гааге, выдал ордер на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи и его сына, а также главы ливийской разведки Абдуллы ас-Сануси. Они обвиняются в преступлениях против человечности и военных преступлениях. Международная организация Human Rights Watch одобряет действия МУСа, заявив, что ордеры усиливают послание авторитарным лидерам о том, что они больше не могут действовать не по законам и не соблюдать международные права человека. Однако эксперты Human Rights Watch отказались от идеи о том, что действия МУСа могут продлить или усилить ливийский конфликт, укрепив решительность Каддафи действовать до конца.
«Муаммар Каддафи уже ясно давал понять, что собирается держаться до конца еще до выдачи ордера на арест МУСом, а его сын в феврале поклялся жить и умереть в Ливии, что довольно красноречиво», - считает Ричард Дикер (Richard Dicker), директор Human Rights Watch. «Странно думать, что находящийся 40 лет у власти диктатор окаменеет, узнав про ордер на арест».
Организация Amnesty International считает, что в ходе собственного исследования в Ливии они нашли доказательства военных преступлений и преступлений против человечности, включая широкомасштабное использование ракетных обстрелов жилых районов в портовом городе Мисурата. Организация заявила, что отказ от преследования со стороны МУСа мог бы дать представление о безнаказанности по всему миру.
Критики такого подхода считают, что аргумент о том, что Каддафи будет упорен в своей борьбе, актуален так же, как и аргумент о поучительной способности ордера на арест.
Некоторые американские чиновники признались в частных беседах, что осуждение Каддафи может усложнить дипломатическую работу и отбросит возможность того, что Каддафи уедет в другую страну. Но нет указаний на то, что американские власти хоть как-то повлияли на выдачу ордера на арест МУСом.
Некоторые члены НАТО воспринимают ордеры как усиление моральной стороны операции, особенно учитывая, что предполагаемая быстрая операция все больше затягивается. Существует также риск того, что ордер усилит позиции тех, кто утверждает, что Запад перешел все дозволенные границы, напав на Ливию.
Известие об ордерах встретило смешанную реакцию в Ливии. В то время как оппозиция в Бенгази праздновала выстрелами в воздух и парадом гудящих машин, официальные власти в Триполи объявили, что Каддафи находится в состоянии высокого подъема и не собирается покидать страну.
Действия МУСа также оживили споры о независимости международного суда.
Гроувз считает, что наивно думать, что прокуроры МУСа приняли решение о выдаче ордеров, не оценивая возможные последствия.
«Как и любой прокурор в Нью-Йорке, Чикаго или Грин-Бей в штате Висконсин, прокуроры МУСа имеют право обдумать то, будут ли они выдавать ордер и когда», - считает он. «Вот одна из проблем в международном уголовном суде».
Другие считают, что действия МУСа в вопросах вынесения приговоров военным преступникам, преступникам против человечности и виновным в геноциде не должны быть зависимы от международного давления.
Юридическая задача суда заключается в том, чтобы отделиться от военных и дипломатических задач в Ливии, считает Дикер. «Чтобы быть надежным, решение должно быть независимым».