Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Протащить сквозь историю

Режиссер Томаш Кудрна впечатляюще обработал воспоминания угнанных в Германию на работы женщин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

Уже во время идущих титров документального фильма «После долгой ночи день» (Po dlouhé noci den) о судьбах девушек, угнанных во время войны в Германию и работавших там, монтаж архивных кадров сбрасываемых бомб украшают звуки духового марша. Это не самый стандартный «уважительный» подход к такой больной теме. Такие небольшие шутки в сюжете и в разговорах есть на протяжении всего фильма, основанного на преимущественно невеселых воспоминаниях украинки Инны Клименко, польки Барбары Мюллер и чешки Либуше Аудрлицкой. Немецким драматургам, как говорит режиссер Томаш Кудрна (Tomáš Kudrna) (1974), такой подход очень понравился, но они не были уверены, можно ли в фильме позволить себе такую легкость. «Но потом они поняли, что это и есть плюс. Что на трагическую главу в их истории как чех я могу посмотреть несколько со стороны, на что они по логичным причинам все еще не способны», - говорит кинематографист о немецко-чешском сотрудничестве, которое инициировал фонд EVZ (Erinnerung, Verantwortung und Zukunft).

Фонд занимался вопросами возмещения ущерба и компенсаций угнанным на работы из стран, оккупированных Гитлером. Исповеди трех разных женщин, конечно, не ограничены Второй мировой войной. Фильм Кудрны показывает их драматические судьбы вплоть до сегодняшнего дня.

Забытые страдания

Погружение в изучение темы для 36-летнего документалиста было само по себе приключением. Его удивило, насколько огромной была сеть трудовых лагерей, как изощренно использовалась рабская рабочая сила. В воспоминаниях главных героев появляются бараки, полные клопов, тяжелые 12-часовые смены, унижение, избиения, еда в виде зеленого месива, полного мух. «Обычно в представлении людей война связана с газовыми камерами, полосатыми рубахами и с желтыми звездами», - говорит Кудрна. Чудовищно жуткая суть холокоста в нашем осознании европейской истории вроде как отодвинула на второй план страдания 13 миллионов угнанных на работы.

Заказ фонда ограничивал творческие порывы чешско-немецкой команды. Герои или героини должны были быть из Чехии, Польши и Украины. Это должны были быть люди, попросившие компенсации. Несмотря на свой возраст, они должны были быть в хорошей физической форме, чтобы быть в состоянии вернуться в те места, где изменилась их жизнь. В этом заключалась концепция фильма. И принудительные работы в Германии должны были принципиальным образом отразиться на их жизни. Из-за таких строгих критериев, создатели фильма искали своих героев два года. Они или находили удивительную историю, но у героя уже были проблемы со здоровьем, или же появлялись бойкие старики и старушки, но в их историях не хватало драматизма.

Душевная гигиена


Томаш Кудрна явно не хотел, чтобы этот документальный фильм стал обычной стерильной демонстрацией «говорящих голов». Своих героинь он сталкивал с их близкими, пытался перед камерой создать жизненные сцены. С этой точки зрения в картине особенно выделяются полные любви словесные перепалки и взаимные подкалывания, которыми угощают друг друга Барбара Мюллер и ее супруг Вернер. «История Барбары на бумаге не выглядела какой-то исключительной», - говорит режиссер. Угнанная на работы полька сразу после войны вышла за немца, что по ряду причин на всякий случай долгие годы скрывала от своей семьи, они живут вместе до сих пор. В отличие от судеб других героинь, это история идеальна. Она контрастирует с тяжелыми жизненными перипетиями, через которые прошли две пожилые дамы.

Особенно судьба Инны Клименко могла бы стать основой огромного романа. В ее истории есть и лишения в Германии, потеря брата во время войны, вынужденный развод с первым мужем, как ни парадоксально, из-за того, что на работе она позволила себе похвалить немецкую организованность, чистоту и порядок. Знакомство с Инной Клименко позволило Кудрне глубже заглянуть в широкую восточную душу, с которой он начал знакомиться уже в своем отмеченном наградами документальном фильме из Киргизии Mlčeti zlato (2010, «Молчание золото»). Во время визита в Прагу перед премьерой фильма на фестивале Jeden svět Кудрна спросил Инну, что она хочет увидеть в городе. Она, шутя, ответила: «Подготовьте нам какую-нибудь программу и вообще нас не спрашивайте. Мы, как овцы. Это в общем советский менталитет».

Создателям фильма повезло, что им не пришлось долго просить героев поделиться своими переживаниями. «Они в основном были благодарны, что могут с кому-то рассказать, что пережили, - отмечает автор помимо прочего еще и документального фильма об оппозиции Vládneme, nerušit («Правим, не беспокоить»). – Недавно мы с коллегой Беном Тучекем (Ben Tučеk) согласились друг с другом, что в рамках душевной гигиены прекрасно, что порой надо работать над документальным кино, во время съемок которого люди хотят с вами разговаривать».