Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шумная аудитория – главное сокровище конкурса Чайковского

Негромкий фоновый шум, которым встречают конкурсантов – это не невоспитанность, а доказательство того, что здешняя аудитория - одна из самых увлеченных в мире

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самое лучшее в конкурсе имени Чайковского – это даже не восхитительные музыкальные таланты участников во всех четырех номинациях: пианино, скрипке, виолончели и сольному пению. Лучшее в конкурсе это все-таки публика – как московская, так и санкт-петербургская. Это одно из наиболее неравнодушных, заинтересованных и компетентных в мире сообществ любителей музыки.

Самое лучшее в конкурсе имени Чайковского – это даже не восхитительные музыкальные таланты участников во всех четырех номинациях: пианино, скрипке, виолончели и сольному пению. Конечно, когда 22-летний американец Эрик Сильбергер (Eric Silberger) вчера исполнил c оркестром Санкт-Петербургской филармонии свою версию концерта Чайковского для скрипки, я был потрясен уверенностью и дерзостью его игры.

Также нельзя отрицать, что второй тур певческого конкурса стал триумфом сопрано русской вокальной школы. Выступления Елены Терентьевой и Ольги Пудовой едва не привели собравшуюся в Государственной капелле Санкт-Петербурга публику в истерику. Что об этом думали сидевшие в жюри знаменитости в одежде от Hermès (Рената Скотто (Renata Scotto), Илеана Котрубас (Ileana Cotrubas), Елена Образцова), пока остается только догадываться.

Однако лучшее в конкурсе это все-таки публика – как московская, так и санкт-петербургская. Это одно из наиболее неравнодушных, заинтересованных и компетентных в мире сообществ любителей музыки.

Я впервые в жизни слышал в концертном зале во время выступлений посторонние звуки (разумеется¸ если не считать звуки мобильных телефонов). Выступления пианистов в Большом зале Московской консерватории сопровождал постоянный тихий шум. Люди делали пометки в своих программках, оценивая игру, недовольно мотали головами, услышав ошибку во фразе или испорченную каденцию, восторженно улыбались, когда на сцену выходили любимые музыканты, и делали все возможное, чтобы навязать свое восприятие жюри, которое восседало за покрытым зеленым сукном столом. Это один из тех залов, где можно увидеть каждое лицо, особенно на напоминающей о Колизее верхней галерее.

Впрочем, давление публики не всегда срабатывает. По крайней мере, когда оглашали список вышедших в финал пианистов, оно не сработало. Жюри буквально освистали в зале и за его пределами за то, что оно (на мой взгляд, справедливо) не включило в список молодого российского пианиста Александра Лубянцева. Хотя, по словам двух членов жюри – Барри Дугласа (Barry Douglas) и Питера Донохью (Peter Donohoe), - такое уже бывало, но после часового обсуждения быть встреченным выкриками: «Позор!», наверное, в любом случае неприятно.

Однако это показывает, что для российской публики конкурс многое значит. Приятно быть частью аудитории, которой настолько не все равно, что она слушает. Сегодня состоится первая часть финала по скрипке, в ходе которой пять финалистов сыграют по два концерта каждый (Чайковский – обязательный элемент программы ). Атмосфера будет наэлектризованной. Я просто не могу дождаться вечера. Те, кто сейчас находится не в России, могут смотреть конкурс в прямом эфире на его сайте. На нем также есть совершенно фантастический архив, в котором можно бесплатно посмотреть все предыдущие выступления.