50 молодых сирийцев со всего мира собрались в воскресенье на берегах Босфора, чтобы договориться, как они будут сопротивляться режиму Асада в интернете. Эта встреча отнюдь не улучшит отношения Анкары и Дамаска, которые с каждой неделей становятся все напряженнее.
Упорство сирийского режима в его стремлении утопить в крови протестное движение сводит на нет столь важную для турецкой дипломатии концепцию «отсутствия проблем с соседями». Еще совсем недавно дружба Сирии и Турции была ее главной опорой. Теперь же в Анкаре заняты пересмотром альянса с Башаром Асадом, однако последствия возможного падения алавитской династии для баланса сил в регионе (а также ситуации внутри ее собственных границ) призывают ее проявить осторожность.
Так, в пятницу министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу сделал несколько осторожных комментариев по поводу последнего выступления Башара Асада, заявив, что в нем есть «позитивные моменты касательно признаков реформ», но всем нужны «конкретные шаги». Его слова уравновесили высказывания премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана, который назвал творящиеся репрессии «неприемлемыми» и обвинил сирийские власти в «зверствах».
Вне зависимости от тона заявлений каких-либо результатов они не принесли. Консервативное правительство, которое не пожалело сил на то, чтобы попытаться убедить Дамаск отказаться от силовых методов, все еще не готово полностью отказаться от поддержки своего регионального партнера: с 2007 года обе стороны подписали целый ряд протоколов о сотрудничестве. «Турция не знает, что ей делать, и, как и все, опасается того, что может произойти после ухода Асада», - считает журналист газеты «Ватан» Ченгиз Актар.
В то же время турки укрепляют свои связи с оппозицией. Два месяца назад представители сирийских «Братьев-мусульман» прибыли в Стамбул по приглашению экстремистской организации IHH, которая в прошлом году отправила гуманитарную флотилию в Газу. В начале месяца оказавшиеся в изгнании сирийские оппозиционеры собрались в Анталии на юге Турции. Официально турецкие власти заявили, что не имеют никакого отношения к этой встрече. «Участие правительства не подлежит сомнению, - подчеркивает специалист по международным отношениям Соли Озел. - Оно поддерживает каналы связи с режимом и в то же время разыгрывает карту оппозиции».
Турецкие войска в состоянии боевой готовности
Объясняют эту двойственную позицию и сходства в этнической составляющей турецкого и сирийского народов: оба общества являются преимущественно суннитскими. С учетом консервативных взглядов своего электората правительство Эрдогана не может позволить себе бездействовать при виде репрессий, которые направлены по большей части против суннитов. Кроме того, «члены правящей партии поддерживают тесные и дружеские отношения с сирийскими «Братьями-мусульманами», продолжает Соли Озел.
Подобная двойственная позиция все больше и больше раздражает Дамаск. Проправительственная сирийская газета «Аль-Ватан» уверяет, что населенный пункт Хирбет ад-Джоз, расположенный в километре от турецкой границы, который на прошлой неделе был взят штурмом сирийской армией, служил для «прохода вооруженных групп» из Турции. На страницах турецкого издания Hurriyet посол Сирии в Анкаре также обвинил Турцию в том, что та позволила пропустить на собственную территорию «вооруженных сторонников «Братьев-мусульман» и других террористических организаций». Турецкие власти подобные обвинения отвергают.
Ситуация на границе остается напряженной. В турецких лагерях для мигрантов размещены 11 тысяч беженцев из Сирии. В связи с переброской сирийской армии на несколько сотен метров вдоль демаркационной линии турецкие войска приведены в состояние боевой готовности. 27 июня национальный совет безопасноти собирался в Анкаре, для изучения возможного хода развития ситуации в Сирии.