«Мы вдевятером заключены в тюремной камере размером четыре на два метра. Мы задыхаемся. Кажется, что находишься в сауне. Полиция отказалась дать нам воды». Четырнадцать гомосексуалистов бросили вызов властям, смогли сохранить при обыске сотовый телефон и опубликовать на Facebook отчет об их задержании. Активисты движения в прошлую субботу были арестованы в Санкт–Петербурге за участие в гей-параде, запрещенном властями. Этот запрет налагается на все попытки участников движения российских геев выйти на улицу для отстаивания своих прав. Так было 28 мая этого года в Москве (двадцать арестованных), а также в 2008 году на манифестации «Славянская гордость» (Pride slavo). Их акция в день, когда Нью Йорк праздновал получение разрешения на однополые браки, длилась менее пяти минут, которых хватило только на то, чтобы растянуть несколько плакатов и получить тумаки от ненавистников гомосексуалистов. Последний был отпущен через несколько часов после ареста, в то время как участники манифестации сутки просидели в кутузке. Их лидером является тридцатитрехлетний Николай Алексеев, основатель и президент организационого комитета «Гордость геев» в Москве. Он возглавляет проект борьбы за права сексуальных меньшинств Glbt Gayrussia.ru.
Фотографии, сделанные в тюрьме
Он уже в третий раз попадает в тюрьму после 2005 года, когда он возглавил российское движение гомосексуалистов: «В первый раз меня арестовали после манифестации в Москве в 2007 году, второй раз на параде «Славянская гордость», проводившемся в Москве два года спустя».
Встреча в в субботу была назначена на 14 часов на Сенатской площади, перед конной статуей Петра Великого. Судьба этой группы мучеников, борцов за права гомосексуалистов была предначертана: выйти на площадь означало быть немедленно арестованными полицией. «В дни, предшествовавшие манифестации, шли переговоры с властями, которые предложили нам провести эту акцию в индустриальной зоне, вдали от центра – рассказал Алексеев Repubblica. – Это было абсурдное предложение, хотя организаторы, в конце концов, были готовы принять его. Однако это было сплошное притворство со стороны полиции. Когда мы хотели согласиться, полиция переменила намерения, сказав что эта акция совершенно невозможна, сославшись на какой-то предлог. Тогда мы решили все равно собраться в центре города».
Двадцать пять человек вышли на площадь: русские, белорусы и украинцы. В 14.05, через пять минут после начала акции «Славянская гордость» полиция арестовала 14 человек, отобрав плакат с надписью “Права транссексуалов – это тоже права человека” и другой плакат, который иронизировал над проблемами с алкоголем у губернатора Санкт–Петербурга: “Алкоголизм – это болезнь, а гомосексуализм – нет”. «Мы находимся в полицейском участке. Один гомофоб сказал полиции, что если бы меня поместили вместе с ним в камеру, он меня бы убил», – вскоре написал Николай в Facebook.
«Это был тот самый человек, который на нас напал, – объясняет по телефону активист – Полиция хотела везти его в участок вместе с нами, в том же фургоне. Это просто безумие. Действительно, когда он пригрозил, что убьет нас, полицейские отказались от этой идеи». Группе вменяются два преступления: они вышли на манифестацию, которая не была разрешена властями и не соблюдали приказаний, отдаваемых полицейскими. Два последних парада «Славянская гордость» закончились подобным же образом в Москве в 2009 году и в Минске в прошлом году. «Они могли бы продержать нас в тюрьме 15 дней», – предупреждал в субботу Николай в Facebook.
Размещение сведений в социальной сети позволило новости облететь весь мир благодаря постоянным призывам о помощи: «Протестуйте перед российскими посольствами. Распространяйте эти фотоснимки. Звоните вашим министрам иностранных дел». Немецкие геи откликнулись на эту мольбу. В Берлине в субботу вечером в 19 часов около ста человек собралось перед российским посольством, чтобы проявить свою солидарность. В это время из полицейского участка в реальном времени сообщался берлинский адрес для тех, кто захочет присоединиться к протесту со ссылками на страницу Facebook. В то время как российским активистам было сказано, что их судьба будет решена в воскресенье утром, напавший на них гомофоб был уже отпущен на свободу. «Агрессор Александр Шереметьев уже на свободе – сообщал Николай – он уже попытался прервать другую манифестацию феминисток в Санкт–Петербурге. Насилие разрешено, а мирный протест нет. И это происходит в демократической России, члене Совета Европы». У Николая нет страха, даже в тесной тюремной камере он не забывает, что борется за права людей, которые не могут жить свободно из-за их сексуальной ориентации в стране, которая каждый день попирает права. Он делает фотографии и пишет: «Нас разделили по двум камерам: девять человек в одной и пять в другой. Здесь можно задохнуться. Жара страшная. Это все равно, что подвергнуться пытке. Мы не можем спать, мы все мокрые от пота». Новость распространяется и через Twitter, через Boy George до брошенных в кутузку доходит весточка. «Полиция говорила с нами на языке гомофобов, но для России это нормально – рассказывает он сегодня – Меня поразило то, как обращаются агенты с арестованными кавказского происхождения. Они их за людей не считают. Кавказцы сидят в тюрьме по несколько дней без еды и питья».
Хотя они и не могли рассчитывать на присутствие адвоката, в воскресенье все задержанные оказались перед судьей. Он допросил их за закрытыми дверями в присутствии полицейских. «Можете себе представить, какое у нас правосудие», – заметил Николай. Судья постановил, что все должны заплатить штраф от 500 до 1000 рублей за участие в несанкционированной манифестации и отпустил всех на свободу через 24 часа после ареста. «6 июля мы должны вновь предстать перед судом за неповиновение полиции», – объясняет российский активист. Он делает министру внутренних дел провокационное предложение: «Я хочу за свой счет привести в порядок камеры, в которых мы провели ночь. Они не пригодны для содержания людей. Если Россия не в состоянии обращаться с людьми, не оскорбляя их человеческое достоинство, то я готов помочь ей». Кроме того, Николай требует, чтобы международное сообщество оказало давление на Совет Европы и на госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая очень чувствительна к теме прав меньшинств: «На эти нарушения прав человека Совет Европы должен реагировать более твердо и жестко. Все российские гомосексуалисты считаются преступниками. Европейский парламент должен недвусмысленно высказаться по этому поводу. Европейским институтам наносится оскорбление».