МОСКВА – Дерзкая шутка, но и точный сигнал, свидетельствующий о мощи Интернета. Президент Медведев, поставленный в ложное положение анонимным пользователем Twitter, очень огорчен. Он упрекает своих сотрудников в невнимательности, требует, чтобы виновник был срочно найден. Вобщем, подвергается тяжелому испытанию его имидж современного президента, гипертехнологичного, любящего свободное общение в сети, которым он так дорожит.
Эта история случилась вчера, когда, к удивлению российских политологов, постоянно следящих за событями, на блоге Медведева в Twitter появился весьма специфический опрос: «Что вы думаете о недавнем вхождении в политику миллиардера Михаила Прохорова?» Такое спонсорство со стороны Кремля уже представляло собой важное и потрясающее известие, но второй вопрос был еще более обескураживающим для деликатного равновесия в анализах политических экспертов: «Как бы вы отнеслись к назначению Прохорова премьер–министром России?». Почти три тысячи пользователей микроблога были удивлены вопросами, но с радостью высказали свое мнение, посеяв панику и возбуждение среди политических обозревателей.
Уже давно все заняты интерпретацией каждого высказывания и даже каждого движения лицевых мускулов у членов так называемого тандема, находящегося у власти, чтобы предугадать ближайшее будушее России. Как известно, Медведев был вызван к политической жизни Владимиром Путиным, который в 2008 году в связи с конституционным запретом на третий мандат при занятии президентского кресла, уступил свой пост тогда неизвестному профессору из Санкт–Петербурга, одновременно зарезервировав для себя кресло премьера.
Но с тех пор многое переменилось. Медведев становился все более популярным, его любят за границей, и, кажется, у него нет никакого намерения снова уступать свой пост своему учителю Путину на ближайших президентских выборах в 2012 году. Очевидно, что эти двое пытаются договориться. Медведев отказался от почетных назначений, как, например, от поста председателя Верховного суда, и он постоянно дает понять, что непрочь остаться в Кремле.
Неизбежно, что предложение кандидатуры нового премьер–министра в аккаунте, который называется @blogmedvedev, может рассматриваться как жесткая атака Кремля на имидж Путина. Редакторы национального агентства информации Интерфакс так и восприняли эту информацию. Они сильно колебались, прежде чем разместить это сообщение в сети, не сделав никаких комментариев к нему и никак не показав на чьей они стороне. На различных информационных сайтах, более или менее свободных, эксперты стали приводить слегка неуравновешенные комментарии типа : “Какое-то движение началось”, “Атака на Путина”, “Изумление Прохорова”.
Понадобилось три часа, прежде чем специальная служба Интернета Кремля поместила официальное правдивое сообщение: микроблог – это фальшивка. Официальными аккаунтами президента являются два других @Kremlinrussia e @MedvedevRussia, которые никогда не размеащали в сети никаких опросов. В то время как вздохнув с облегчением, редакция Интерфакса опровергала предшествующую новость, Кремль занялся поисками виновного. Автор этой рискованной шутки оказался очень хитрым, но в особенности терпеливым. Он открыл свой блог, по крайней мере, год назад. Несмотря на то, что он был фальшивым, он не вызвал ни подозрений, ни проблем. Автор ограничивался воспроизведением с официальных сайтов скучнейших речей президента или банальных рутинных событий, таких, как церемонии, речи на открытии разных объектов. Фальшивка настолько безвредная и формальная, что казалась настоящей.
Это происшествие укрепило позиции тех сотрудников президента, которые не одобряют его увлечения сетями, которые против его появления в Twitter, Facebook, в chat на официальном сайте Кремля. Чтобы сохранить атмосферу приверженности к модернизации и открытости, Кремль пытается скрыть свое раздражение. «Устроить расследование для поимки шутника? – говорят в Кремле. – Конечно, мы не можем подвергать цензуре сеть. Мы всего лишь сообщили в калифорнийский филиал Twitter о происшествии». Но кажется, президент жестко упрекнул своих экспертов, которые вовремя не обнаружили фальшивку, и приказал принять меры предосторожности. Сторонники введения цензуры или, по крайней мере, более жесткого контроля за сетью ликуют, так как происшествие укрепило их позиции.