Бизнесмены, главы предприятий, журналисты, политические лидеры… Становится все больше тех, кто хочет изменить Россию, отстаивая либеральные ценности, высоконравственные взгляды и открытость международному сообществу. Тем не менее, рождение новой элиты – трудный процесс.
Каждый год в середине июня сливки московской политики и бизнеса собираются в Санкт-Петербурге, чтобы поразмышлять о будущем России. Идеальная обстановка для новой просвещенной элиты, которая ищет способы добиться признания и влияния. Представительный экономический форум в северной столице, которая на несколько дней становится «невским Давосом», дает в первую очередь возможность обменяться визитными карточками, а не идеями. «Но мало-помалу это меняется! У нас начинаются настоящие дискуссии, - уверен ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, чья организация занимается подготовкой новых руководящих кадров. - России нужны перемены. Новое поколение руководителей и политических лидеров понимает, что может выразить свои либеральные идеи, свое стремление к политической открытости». И даже рассчитывает «повлиять на авторитарную систему», которая погружает все общество в состояние политической и гражданской дремоты. В настоящий момент лишь очень немногим хватает смелости заявить об этом открыто, и критики в Санкт-Петербурге почти не слышно. «В любом случае, этот не тот форум, на котором может проявить себя просвещенная элита. Вообще два эти слова в России можно считать своего рода антонимами», - иронизирует один франко-российский бизнесмен, «пораженный» практически полным отсутствием споров между участниками, которые приехали в Санкт-Петербург, чтобы поговорить о деньгах и поразвлечься.
Андрей Волков, как и многие другие завсегдатаи петербургского форума, полагает, что «отсутствие новых лиц на вершине российского общества является серьезной проблемой». Начатые Кремлем инициативы по обновлению элиты страны уперлись в стену. Так, например, это коснулось предложения Дмитрия Медведева по набору 100 новых лидеров, которые должны были составить гипотетический резерв компетентных и современных руководителей для модернизации России изнутри. Проект остановился на середине пути, рассказывает один из попавших в него счастливчиков Андрей Волков, который никогда не упускает случая напомнить о том, что граждане должны быть «открытыми» и «критически настроенными», способными «самостоятельно принять решение на выборах».
«Новый менталитет»
В политическом плане каких-либо настоящих перемен мы так и не увидели. Новая элита не готова сказать свое слово в приближении декабрьских парламентских выборов и намеченных на март 2012 года выборов президента, в которых, как и в предыдущие годы, все будет заранее решено властями. Тем не менее, звезда форума в Санкт-Петербурге и третий богатейший человек России Михаил Прохоров заявляет, что «хочет изменить положение вещей». Недавно он стал лидером небольшой партии «Правое дело». «После стольких лет в бизнесе прийти в политику это естественно», - объясняет он, обещая защищать людей, «которые берут свое будущее в собственные руки», и создать «новый менталитет». У него есть свои источники поддержки. Как в культурной среде: «Он ставит в центр жизни и своей работы человека, что вообще ново для нашей политики», - говорит режиссер Павел Лунгин. Так и в либеральных кругах: «Прохоров – правильная фигура для того, чтобы возглавить партию правого либерального толка, которая думает, прежде всего, о том, как заработать и эффективно построить нашу экономику», - считает председатель союза российских предпринимателей Борис Титов.
В то же время близкого к власти олигарха Михаила Прохорова обвиняют в том, что тот решил уйти в политику по указке правящей элиты. То есть на самом деле речь идет об очередном управляемом сверху маневре, который нацелен на сохранение необходимого для закулисных экономических интересов статус-кво. «Президент и правительство говорят о модернизации. Но этот вопрос касается не столько слов и технологий. Нужны также и перемены в менталитете. Это должно идти снизу. Без препятствий сверху, - объясняет все тот же франко-российский бизнесмен. - Очень немногие наверху это понимают…»
Привычная самоцензура
Среди существующих исключений этот информированный наблюдатель называет незаметного главу президентской администрации Сергея Нарышкина, который обладал большим весом в Кремле еще в эпоху Владимира Путина. Как идейный и талантливый человек, он понимает, в каком направлении должно развиваться государство, и, в отличие от большей части нынешней номенклатуры, не пытается обогатиться и расширить свое влияние. Еще один человек, которого часто приводят как пример баланса идеализма и реализма, это Андрей Шаронов. Этот известный в финансовых кругах директор инвестиционного банка «Тройка диалог» пытается применить на практике свои либеральные идеи и методы управления в качестве заместителя мэра Москвы. Речь идет об одном из столь редких случаев перехода бизнесмена из частного в государственный сектор. Дело в том, что хотя большинство российских предпринимателей и отстаивают в частном порядке либеральные идеи и гуманистские ценности, большинство из них предпочитают сосредоточиться на своем бизнесе и избегают переступать нарисованные властью границы. Кроме того, лишь очень немногие экспертные группы и объединения способны организовать настоящую дискуссию и потеснить власти.
Такое гражданское бездействие связано в значительной степени с привычкой к самоцензуре, которая мертвым грузом отягощает стремление к эмансипации. Речь идет о наследии советского прошлого, которое подпитывается при режиме Владимира Путина. «Просвещенная смена все еще никак не может занять свое место. Мы живем в обществе, где доминируют технократия и циничный прагматизм. Подобная узость взглядов является одним из следствий нашего авторитарного режима», - сокрушается бывший заместитель министра энергетики и видная фигура оппозиции Владмир Милов, который ведет рубрику в деловой газете «Ведомости».
Раздаются в российских СМИ и другие голоса. Так, известный своими критическими публикациями журналист Леонид Парфенов смог совершить настоящий подвиг, работая на одном из главных государственных телеканалов, не отказавшись при этом от независимых взглядов. Тем не менее, самоцензура по-прежнему доминирует как на телевидении, так и во всем обществе в целом. Подобное отношение наталкивается на непонимание иностранцев, которые пытаются наложить свои западные критерии на российскую действительность. За последние 20 лет на долю нового поколения выпал распад СССР, период дикого капитализма и три финансовых кризиса. Отсюда и его стремление к экономической и политической стабильности, которая должна защитить его от новых потрясений.
«Политика остается под запретом»
«Ситуация с отсутствием гражданского сознания и критического восприятия лишь усугубилась за последние десять лет, - уверен работающий в Москве европейский адвокат, который не видит новой элиты в «новобранцах», несмотря на их бесспорный ум и хорошее образование. - Среди людей в возрасте от 30 до 40 лет, которые пережили унижения недавнего прошлого, преобладает цинизм: раньше они поддерживали либеральные партии, но сегодня вообще перестали надеяться на политиков. Среди 20-30-летних, которые не помнят СССР и посткоммунистических разочарований, царит пассивность: они аполитичны и просыпаются лишь, когда их личные интересы оказываются под угрозой».
Как ни парадоксально, но, несмотря на нередко отдающие национализмом официальные заявления, именно люди этой возрастной группы больше других хотят уехать за границу. Так, если, по данным недавнего опроса, эмигрировать хотели бы 22% россиян, этот показатель достигает 40% среди людей 18-24 лет, в первую очередь в среде молодых дипломатов.
«Все много работают и занимаются своими семьями. Для них это самое главное. Политика остается под запретом, - говорит молодая глава западной компании, специализирующейся в области интернет-коммерции. - Во Франции мои друзья постоянно спорят и внимательно следят за политической жизнью. В России я предпочитаю не затрагивать этих вопросов. Из страха разозлить собеседника. Или разочароваться в нем: уважаемые мной предприниматели и интеллектуалы не раз делали при мне шокирующие националистские или расистские замечания». Все дело в менталитете. А также приоритетах. «Сейчас больше, чем когда-либо их поглотило общество потребления: то, что покупается сегодня, поможет во время нового кризиса!» - констатирует эта предпринимательница.
Рост важности экологических вопросов
Такой сиюминутный взгляд на вещи отчасти объясняет трудности с формированием новой элиты: тяжелое прошлое и отсутствие уверенности в будущем вынуждает россиян жить сегодняшним днем, не задумываясь о том, что делать дальше или как создать лучшее завтра для всей страны. «Страна будет развиваться, если каждый будет делать на своем посту то, что умеет», - говорит руководитель российском компании, которая полным ходом готовится к IPO на Лондонской бирже. Философ по образованию и очень начитанный человек, он все же предпочитает хранить молчание по политическим вопросам и говорит, что находится в поисках «личной гармонии». Равновесие его жизни покоится на бизнесе, теннисе, рыбалке и… старой городской школе, ремонт которой он спонсирует из личных средств. «Все больше и больше предпринимателей начинают заниматься благотворительностью. Но не говорят об этом», - рассказывает он, демонстрируя фотографию этого здания, которая занимает видное место в его огромном кабинете.
«Прагматизм одерживает верх. Много людей в деловых кругах умны, но не обладают широтой взглядов», - признается руководитель еще одного московского предприятия. Географ по образованию, он работает в финансовой сфере, но любит рассуждать о более общих вопросах, таких как иммиграция, прозрачность и свобода слова… По его словам, защита этих ценностей является «общественной обязанностью, что особенно важно после периода ограничений, молчания и цинизма». Так, например, он поддерживает адвоката Алексея Навального: этот новый герой в борьбе с коррупцией публикует на своем сайте информацию о государственных тендерах, которые уже давно стали главным источником дохода для нечистых на руку чиновников.
Дело в том, что интернет, единственное настоящее прибежище свободы слова в России, стал питательной почвой для развития гражданского общества. «Тем не менее, эти блоги и сайты по большому счету нацелены на все те же миллионы россиян, которые мечтают о другой России. Вся эта относительно небольшая аудитория варится в собственном соку и далека от проблем большей части населения», - рассуждает Ангелина Давыдова. Эта журналистка и активистка, которая работает как в интернете, так и печатных изданиях, пытается сдвинуть дело с мертвой точки по привлекающей к себе все больше внимания проблеме экологии. В чем ее цель? Сохранить озеро Байкал. Рассказать о нарушениях при строительстве спортивных объектов для зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Не допустить появления угрожающей архитектурной целостности Санкт-Петербурга гигантской башни «Газпрома». «Многие молодые люди принимают участие в конкретных акциях. Маленький шаг в правильном направлении», - говорит она. Этот пример говорит о пробуждении далекого от экономических форумов и официальных кругов гражданского общества, которое и может послужить основой для появления новой просвещенной элиты.