Еще относительно недавно ценителям мировой кухни приходилось отправляться в Монреаль, чтобы по полной закупить любимых продуктов. Тем не менее, несколько лет назад в Квебеке начали появляться «интернациональные» продуктовые магазины, в которых покупатели могут насладиться вкусом и ароматом товаров со всех уголков мира. Однако помимо стеллажей с продуктами в таких лавках можно оценить спектр иммиграции в столицу провинции. Кто они, откуда приехали, что продают? Le Soleil предлагает вам познакомиться с одними из них.
Когда Владимир Гаспарянц приехал в Квебек в 1997 году, за его плечами были лишь двухнедельные курсы французского. За этим последовали два месяца учебы в ныне закрытом Центре подготовки и обучения иммигрантов, но по-настоящему расширить знание языка Мольера он смог только «на практике». В результате он выработал мягкий и певучий акцент, который приятно ласкает слух его клиентов.
Как и большинство эмигрантов, в Квебек он отправился в поисках работы. Тем не менее, в отличие от них этот программист-аналитик (сейчас ему 42 года) смог неплохо устроиться на место консультанта в знакомой ему отрасли. Новая должность позволила ему открыть для себя так называемый «квебекский менталитет» благодаря общению с коллегами, с которыми они «говорили за жизнь».
В России, как рассказывает он о своей прошлой работе программиста, у специалистов есть гораздо больше свободы: каждый может заниматься чем угодно, а затем коллеги собираются вместе, чтобы поразмыслить и обсудить новые идеи. «Здесь это гораздо больше структурировано, все распланировано, каждый делает то, что должен. Все жестче», - отмечает он. Но в конце концов он вынужден признать, что хотя свобода в России была приятна, «там не было результата, ничего не выходило».
Как бы то ни было, в 2003 году Владимир решил начать работать на себя и ушел из информатики, чтобы открыть собственный бакалейный магазин. «Сейчас решает бакалея!» - говорит он насмешливым тоном.
Сначала он ориентировался преимущественно на русских покупателей, но быстро осознал, как можно расширить свою клиентуру. И хотя сегодня выходцы из Восточной Европы остаются его целевой аудиторией, ему нравится предлагать свои товары коренным квебекцам.
Этот человек с густой взлохмаченной шевелюрой и седеющей бородкой, которого постоянные клиенты называют только по имени, представляет собой неординарную фигуру. Такого загадочного персонажа можно легко представить себе на страницах романа Достоевского. Мы видим ту самую «русскую душу»: не поддающуюся определению смесь фатализма и отчаяния, несдержанности и добродушия.
Несмотря на звание мастера спорта по шахматам (он преподавал в Колледже Гарно, Университете Лаваль и даже создал собственную школу в Квебеке) он полностью забросил игру, чтобы посвятить все время ремеслу коммерсанта. Кроме того, он женат (на русской) и воспитывает троих рожденных в Квебеке детей. Дела у его магазина идут хорошо, причем «безо всякой рекламы», отмечает он с довольным видом.