Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кремль и Минск вступили в новую информационную войну

© коллаж ИноСМИРоссия белоруссия
Россия белоруссия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Империя, заклейменная в воскресном выпуске белорусского госТВ, нанесла ответный удар. Вечером 28 июня московский канал НТВ в программе «ЧП. Расследование» выдал фильм «Белорусское «чудо» — безжалостный диагноз-приговор экономической модели синеокой республики. В прошлом году в той же рубрике (и той же командой) делались серии скандального «Крестного батьки». Обозреватели констатируют: налицо новая информационная война между Кремлем и Минском.

Империя, заклейменная в воскресном выпуске белорусского госТВ, нанесла ответный удар. Вечером 28 июня московский канал НТВ в программе «ЧП. Расследование» выдал фильм «Белорусское «чудо» — безжалостный диагноз-приговор экономической модели синеокой республики.

В прошлом году в той же рубрике (и той же командой) делались серии скандального «Крестного батьки». Обозреватели констатируют: налицо новая информационная война между Кремлем и Минском. В чем ее причины и как далеко она зайдет?

Москва дает мало, а хочет много

Понятно, что за полтора дня такие фильмы не делаются. На самом деле всю весну российские СМИ методично, деловито, как вертушки Ми-24, работали по Белоруссии. Другое дело, что широкие массы синеокой республики большинства сюжетов не видели. Агитпропу же, видимо, был отдан приказ типа «не поддаваться на провокации»: как раз шел торг за кредиты.

Помните, как Александр Лукашенко возмутился, когда во время визита в Казахстан увидел необрезанные российские каналы? Хотя, отметим ради справедливости, им особо и напрягаться в поисках хлесткой фактуры, и сгущать краски не приходилось: финансово-экономическое падение этой весны стало натуральным триллером, который на своей шкуре изведали миллионы белорусов.

Ну а к июню все стало ясно. До боли ясно. Денег Москва дает мизер, а условий — вагон и маленькая тележка. Вот тут и последовала отмашка на залп по Кремлю. Медведеву досталось по полной программе за игнор скорбных мероприятий 22 июня в Брестской крепости. Но это только повод, а вообще Москву пригвоздили обвинением в экономической экспансии: мол, олигархи-империалисты по дешевке хотят скупить лакомые куски белорусской собственности.

Что, в общем-то, не так уж далеко от истины, считает минский аналитик-международник Андрей Федоров. «Москва методично усиливает давление с целью завладеть командными высотами в белорусской экономике», — отметил эксперт. Он считает, что это давление усилится после введения в строй «Северного потока» и БТС-2 — газовой и нефтяной труб в обход Белоруссии.

Хроника пикирующей экономики

Главный же фактор уязвимости Белоруссии — ее падающая экономика. Нет, ВВП пока растет, но эти мертвые казенные цифры никого не греют в стране голых обменников и галопирующей инфляции.

В общем-то, именно об этом — новый фильм НТВ. О фальши псевдосоциалистической модели, этого обреченного на провал римейка совка, который пытался создать белорусский режим и который пошел прахом, как только урезали внешнюю подпитку.

Прошлогодние серии «Крестного батьки» пахли криминалом и компроматом, это были попытки выволочь скелеты из шкафа белорусского режима. А тут — никакой детективщины, элементарная экономика на пальцах.

«Белорусское «чудо» выдержано в более спокойной манере, чем сериал «Крестный батька». Авторы не оперируют рассказами о злодеяниях режима, которым можно верить или не верить, а повествуют об экономическом положении Белоруссии, и этому сюжету трудно не верить даже при большом желании, особенно если смотрят белорусы», — отметил политический аналитик Юрий Дракохруст.

Да, фильм не в бровь, а в глаз, но не всегда же и не во всем Москва столь въедлива и беспощадна! Когда выгодно было, на многие художества и провалы белорусской власти матушка-Россия глаза закрывала. Что же сейчас так заело ее больших людей?

Юрий Дракохруст предполагает, что «Москва не получила того, чего хотела, когда мирилась с Лукашенко в декабре прошлого года». Или во время более поздних переговоров. И в плане обрисовки желаний российских олигархов белорусское госТВ, возможно, и в самом деле не слишком грешит против истины.

Но есть и другая сторона медали. По мнению аналитика, белорусское начальство, отчаянно нуждаясь в деньгах, могло не только наобещать чего угодно, но даже и письменно кое-что засвидетельствовать. «Однако не исключено, — рассуждает Юрий Дракохруст, — что белорусская сторона, получив остро необходимые деньги (хоть и мало), начала изображать оскорбленную невинность: какие такие активы, ничего не знаем, это же народное — и так далее».

Так что дело, возможно, не в жадности российских действующих лиц, а в их нежелании быть «кинутыми лохами», предполагает наш собеседник. И добавляет: «Что есть чувство более законное».

Интернет — враг диктатур

В последнее время интернет стал для белорусского начальства большой занозой. Что, к слову, отражено и в новом фильме НТВ — в него вошли кадры «молчаливой революции», которую продвинутые граждане синеокой республики пытаются раскрутить через социальные сети.

И сама новая занозистая работа НТВ стала широко доступной этим гражданам именно через Сеть.

В свое время власти гордились, что выстроили могучую систему «информационной безопасности»: прижали свою и иностранную прессу, стали жестко цензурировать телеканалы, в первую очередь московские. Но сейчас эта система в пробоинах, как атакованный юркими субмаринами дредноут: интернет, батенька, это вам не хухры-мухры, идеологические церберы только варежкой щелкают!

Еще в прошлом году независимые социологи зафиксировали, что значительная часть белорусов увидела «Крестных батек» благодаря интернету (не только скачивали, но и массово переписывали на диски, и даже разбрасывали их по почтовым ящикам). И в новых информационных войнах белорусский режим будет терпеть все больший урон именно из-за невозможности перерубить напрочь Паутину.

И если раньше интернет-публика была относительно узким слоем (причем и так оппозиционным), то, по свежим данным НИСЭПИ, в Сеть ходят уже около половины белорусов, причем 40% — регулярно, то есть хотя бы несколько раз в неделю.

Можно ли сказать, что для внутренних оппонентов режима очередная информационная война — как мать родна? Сложный вопрос. С одной стороны, как не порадоваться борцу-демократу, что режут «правду-матку про батьку» хоть российские каналы. С другой стороны, под занавес «Белорусского «чуда» устами московского эксперта изрекается ненавязчивая подсказка: самое время спасаться под крылом Москвы, в лоне единой валюты.

Короче, как бы не допрыгаться до прощания с независимостью страны!
 
Осажденная крепость — фатум белорусов?

Сакраментальный вопрос: что дальше? С одной стороны, воевать с Москвой, имея вконец испорченные отношения с Западом, — не самоубийство ли? С другой стороны, залпы белорусского агитпропа не долетят до массива российского электората, но вот для обработки массового сознания белорусов в духе осажденной крепости вполне сгодятся, считает аналитик Андрей Федоров. Надо же на кого-то вешать собак за кризис!

И потом, у российских верхов на носу выборы — думские, президентские. Воевать Кремлю не с руки будет.

В общем, говорить, что на информационном поле начался последний и решительный бой между Москвой и Минском, пожалуй, преждевременно. Но и прочного мира у белорусского режима с Кремлем уже никогда не будет (да и был ли он хоть когда?).

Кстати, наивный вопрос: если руководство синеокой республики давно раскусило алчность и имперский дух Кремля, то какого черта было так бездарно подставляться, сжигая мосты в отношениях с Западом и одновременно — дико креня экономику безумным печатанием купюр-фантиков (выражение из нового фильма НТВ)?

Теперь, по мнению Андрея Федорова, у властей остался выбор между плохим и очень плохим для нее.

Вопрос в том, что правящей верхушке страшнее: замиряться с Западом, выпускать политузников и реформировать «белорусское чудо» по рыночным лекалам — или тихо, по кускам сдаваться Москве?

Можно, конечно, еще поэкспериментировать с чучхе. Но этого даже феноменально терпеливые белорусы могут не выдержать.