Российские нефтяные компании ворчат, что действующий налоговый режим делает невозможной разработку обширных нефтяных месторождений на российском шельфе, однако «Совкомфлот», по-видимому, не считает, что такая ситуация сохранится надолго.
Государственная судоходная компания, активно работающая в Арктике, делает ставку, на обслуживание шельфовых проектов по добыче нефти и газа, готовясь к предстоящему в этом году первичному размещению акций.
На этой неделе компания, перевозящая пятую часть нефти, которую экспортирует Россия, приняла новую стратегию. Среди прочего, в преддверии разработки новых газовых месторождений на севере и востоке страны она намерена расширить бизнес по транспортировке сжиженного природного газа.
Она также собирается увеличить свой флот челночных танкеров, чтобы обслуживать нефтяные месторождения на российском шельфе, и пытается застолбить нишу перевозки нефти в ледовых условиях.
«Совкомфлот» так уверен в потенциале российской нефтегазовой отрасли, что прошлым летом даже провел за 18 дней нефтяной танкер в сопровождении ледоколов из Белого моря в Японию, создав короткий – вдвое короче, чем через Суэцкий канал - путь из Европы в Тихий океан. Таким образом, компания открыла сезонные перевозки по Северному морскому пути.
«Актуализация стратегии обусловлена открытием новых инвестиционных возможностей, связанных с развитием проектов на континентальном шельфе России», - заявил Сергей Нарышкин, глава президентской администрации и совета директоров «Совкомфлота».
«Уверен, что реализация [новой] стратегии будет способствовать успешному выходу Совкомфлота на публичные рынки капитала в рамках госпрограммы приватизации федерального имущества», - добавил он.
За последнее десятилетие «Совкомфлот» стал крупнейшей судоходной компанией в России по итогам консолидации активов страны в области торгового судоходства. После спорного поглощения в 2007 году базировавшейся на Черном море танкерной компании «Новошип» «Совкомфлот» стал в большей степени заниматься перевозками нефти.
Как утверждает российская судоходная компания, таяние ледяной шапки в итоге приведет к тому, что перевозки нефти через российские арктические моря станут возможны круглый год, а разрабатывать месторождения на арктическом шельфе станет легче.
Однако расширение «Совкомфлота» зависит от того, будут ли нефтяные компании заниматься добычей на шельфе. Между тем российские нефтяники не хотят браться за дорогостоящие проекты в области, в которой у них мало опыта, без налоговой реформы.
Первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров считает, что потенциал месторождений на российском шельфе даже больше, чем на бразильском, однако инвестициям препятствуют высокие налоги.
«В России нефтяные компании не могут вкладываться в шельфовые проекты как Petrobras, несмотря на весь их потенциал», - заявил он на этой неделе на конференции в Москве, организованной «Ренессанс Капитал».
Заместитель вице-президента «Лукойл» по стратегическому развитию Андрей Гайдамака, в свою очередь подчеркнул, что правительству пора прекратить предоставлять привилегии отдельным проектам и ввести единообразный и справедливый финансовый режим.
«Крайне важно привести дискуссию о налогообложении к какому-то завершению, - полагает он. – Правила игры устарели».