Высокопоставленный дипломат из Саудовской Аравии и член правящей королевской семьи заявил о возможном начале ядерного конфликта на Ближнем Востоке, если Иран вплотную подойдет к созданию атомного оружия.
Бывший руководитель саудовской разведки и нынешний посол в Вашингтоне принц Турки аль-Фейсал (Turki al-Faisal) предупредил военное руководство НАТО, что появление у Ирана атомной бомбы «вынудит Саудовскую Аравию … проводить политику, ведущую к последствиям, которые невозможно просчитать и которые могут оказаться драматическими».
Он не сказал открыто, что это будет за политика, однако близкий к принцу высокопоставленный официальный представитель в Эр-Рияде заявил вчера, что намек понятен.
«Мы не можем оказаться в ситуации, когда у Ирана есть ядерное оружие, а у нас нет. Все очень просто, - заявил этот представитель.- Если Иран создаст ядерное оружие, это для нас будет неприемлемо, и нам придется последовать его примеру».
Официальные лица в Эр-Рияде говорят, что Саудовская Аравия будет скрепя сердце осуществлять свою собственную гражданскую ядерную программу. Все страны, заявил Турки, имеют право на мирное использование атомной энергии.
Турки сделал данное заявление во время состоявшейся в этом месяце встречи на территории британской военной базы Молсуорт, о которой мало сообщали в СМИ. НАТО использует эту базу в графстве Кембриджшир как центр сбора и анализа разведывательных данных по Ближнему Востоку и Средиземноморью.
Согласно тексту его выступления, который удалось получить Guardian, Турки заявил аудитории, что Иран это «бумажный тигр со стальными когтями», который вмешивается в дела региона и дестабилизирует там обстановку.
«Иран … очень болезненно реагирует, когда в его дела вмешиваются другие страны. Но он должен обращаться с другими по-хорошему, если хочет, чтобы по-хорошему относились и к нему. Королевство надеется, что Иран будет применять на практике то, что он проповедует», - заявил Турки.
У Турки в Саудовской Аравии нет официальной должности, но его считают послом страны по особым поручениям и возможным будущим министром иностранных дел.
В прошлом году сайт WikiLeaks получил дипломатические телеграммы, опубликованные затем Guardian, в которых сообщается, что король Саудовской Аравии Абдалла, правящий страной с 2005 года, тайно предупреждал Вашингтон в 2008 году, что если Иран создаст ядерное оружие, «то же самое сделают все страны в регионе, включая Саудовскую Аравию».
В последние недели саудовские дипломаты и другие официальные лица начали серьезную кампанию по сплочению мировых и региональных держав против Ирана, опасаясь того, что более крупный, но более бедный соперник Саудовской Аравии воспользуется событиями «арабской весны», чтобы усилить свое влияние в регионе и внутри королевства.
Турки также обвинил Иран во вмешательстве в дела Ирака, Ливана, Сирии и находящегося в Персидском заливе Бахрейна, куда в этом году в составе контингента Совета по сотрудничеству стран Персидского залива были введены саудовские войска в связи с возникшими там масштабными протестами, участники которых требовали более широких демократических прав.
Хотя ранее Эр-Рияд мало комментировал события в Сирии, во время выступления в Молсуорте Турки заявил, что президент Башар Асад «будет цепляться за власть, пока не погибнет последний сириец».
Сирия создает дилемму для саудовских политических руководителей. Они не хотят, чтобы в результате народных протестов в регионе был свергнут очередной режим, однако считают правительство в Дамаске, где доминируют представители сирийского шиитского меньшинства, посредником Ирана.
«Гибель людей [в Сирии] в ходе внутренней борьбы вызывает сожаление. Власти проявили удручающую неспособность справиться с ситуацией», - заявил Турки на встрече в Молсуорте, которая состоялась 8 июня.
Хотя аналитики заявляют, что демонстрации в Бахрейне не носили межконфессиональный характер, два высокопоставленных руководителя из Саудовской Аравии сказали на этой неделе, что Тегеран мобилизовал манифестантов-шиитов на борьбу с суннитским руководством этого государства в Персидском заливе. В Иране в основном шиитское население. В Саудовской Аравии шиитов около 15%. Руководство страны заявляет, что это меньшинство, испытывающее на себе мощную дискриминацию, несмотря на попытки проведения реформ, «подвержено внешнему влиянию».
В самой Саудовской Аравии прошли лишь незначительные протесты, но Эр-Рияд был ошеломлен событиями последних месяцев в арабском мире и с тревогой наблюдал за тем, как его союзники, в том числе, президент Хосни Мубарак, лишались власти или оказывались в чрезвычайно трудной ситуации. Президент Йемена Али Абдалла Салех проходит курс лечения в саудовской больнице, получив ранения в результате таинственного взрыва, заставившего его покинуть в этом месяце страну.
Бывший лидер Туниса Зин аль-Абидин бен Али, у которого были весьма сложные отношения с Эр-Риядом, разместился в роскошной вилле в портовом городе Джидда на берегу Красного моря, бежав из своей страны в Саудовскую Аравию.
Саудовские официальные лица заявляют, что их руководители не очень-то любят демонстрантов, свергающих правительства, но еще больше не любят «убийства и массовые расправы».
Турки также предупредил, что «Аль-Каида» сумела создать в Йемене убежище, похожее на пакистанские районы проживания племен.
Саудовская Аравия давно уже проводит прозападную внешнюю политику, хотя в последние годы у нее начали возникать разногласия с Соединенными Штатами Америки. Определенную напряженность создала также «арабская весна», поскольку Вашингтон был против ввода войск в Бахрейн.
Существует также конфликт, связанный с западными обвинениями в адрес Саудовской Аравии в том, что она экспортирует разновидности радикального ислама по всему мусульманскому миру. Турки сказал, что «во всех областях ислам должен играть центральную, но созидательную роль», а также отметил, что благодаря «более строгому контролю» собираемые в королевстве средства «не используются неправильно».
Внутри страны саудовские власти сталкиваются с проблемами из-за молодости своего населения, растущего радикализма и межконфессиональных различий, отметил Турки.
Высокопоставленные чиновники из Министерства внутренних дел в Эр-Рияде заявили, что Иран для проникновения на Аравийский полуостров использует идеологию, «как это делала «Аль-Каида»».
Турки также повторил давний саудовский призыв к созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке, в которую необходимо включить Иран и Израиль, и существование которой должен обеспечить Совет Безопасности ООН.
По словам принца, санкции против Ирана оказывают свое воздействие. Он приветствовал возникшее в Вашингтоне единое мнение о том, что военные удары против Тегерана будут контрпродуктивны.
По словам аналитиков, заявление Турки о создании ядерного оружия было направлено на то, чтобы привлечь внимание Запада к озабоченностям Саудовской Аравии по поводу ее регионального соперника, и не является свидетельством твердой решимости Эр-Рияда создать бомбу, потому что дипломатические и практические препятствия на этом пути будут огромны.
Министр иностранных дел Британии Уильям Хейг заявил, что Иран недавно провел секретные испытания баллистических ракет, а с октября прошлого года осуществил как минимум три секретных пуска баллистических ракет средней дальности.
Между Ираном и Западом сохраняется спор по поводу ядерной программы Тегерана. Соединенные Штаты и их союзники утверждают, что Тегеран стремится к созданию ядерного оружия, а Иран эти обвинения отвергает.