25 июня Михаил Прохоров, харизматичный российский миллиардер, известный на весь мир (в 2009 году он купил команду New Jersey Nets), был избран главой политической партии «Правое дело» правоготолка. В 46 лет у Прохорова уже крайне успешная карьера (журнал Forbes его состояние оценивает в 18 миллиардов долларов), которая ему позволила комфортно войти в политику. Во время своего выступления на съезде партии Прохоров пообещал сделать партию второй «партией власти» в России - довольно серьезная заявка, учитывая, что «Правое дело» не имеет представителей в нынешнем созыве Думы.
Любой, кто наблюдает за строительством нового стадиона команды в Бруклине, знает, что Прохоров всегда добивается своего. Он может добиться успеха партии в завоевании второго места в политической иерархии, но не стоит ожидать от него встряски системы после того, как пройдет избирательная пора.
Некоторые наблюдатели выразили надежду, что управленческий опыт Прохорова приведет к более глубоким изменениям в российской политике. Но самым главным ингредиентом успеха в нынешней России является работа изнутри или, если возможно, с системой. Вместе с другими олигархами Прохоров спокойно пережил переход от Ельцина к Путину и с тех пор находился в фаворе Москвы. Единственный инцидент случился в 2007 году, когда он обвинялся в доставке на французский курорт проституток для участия в вечеринках.
Обвинения не понравились Кремлю. С тех пор молодой богач держался спокойно, занимаясь несколькими спортивными командами (Прохоров создал благотворительную организацию, которая занимается развитием спорта и культуры в стране, а также занимает пост президента Союза биатлонистов), высокотехнологическими инвестициями (заседает в форуме правительства по нанотехнологиям) и «ё-мобилем», российским гибридным автомобилем, который Путин и Медведев активно рекламировали в начале 2010 года.
Хорошие взаимоотношения Прохорова с Медведевым и Путиным позволили ему занять пост главы «Правого дела». Он явно не вызвался добровольно на этот пост, а попросил его кто-то из участников правящего тандема. В преддверии выборов в Думу в декабре партия «Правое дело» сможет получить доступ к главным общественным ресурсам, включая телевидение, чтобы стать известными. У партии пока мало сторонников, лишь 2% поддержали бы партию на выборах, согласно опросу от 29 июня, в то время как 17% собираются голосовать за коммунистов.
Съезд партии «Правое дело» передавали по телеканалам, а спустя всего два дня после избрания Прохоров уже встречался с Медведевым в его подмосковной резиденции. Медведев одобрил платформу партии. Это второй раз, когда президент встретился с главой партии, которая не представлена в Думе.
Возможный успех Прохорова зависит не только от правительства. Его популярность, личное состояние и харизма могут помочь ему набрать несколько процентов голосов. Но в конце дня и к разочарованию бизнеса и прогрессивных элит, все больше недовольных нынешней структурой политики России, «Правое дело» - это партия, разрешенная режимом для тех, кто недоволен «Единой Россией», а не серьезное движение за глобальные изменения. Прохоров - часть истеблишмента и знает, что рискует личным состоянием, если попробует пойти против него. Так что, хоть он и встряхивает команду Nets, «Правое дело» должно восприниматься как еще одна история в книге про управляемую оппозицию.