Начавшийся недавно в Киеве судебный процесс над бывшим украинским премьер-министром и одним из лидеров Оранжевой революциии Юлией Тимошенко по обвинению в злоупотреблении властью, вызывает серьезную озабоченность в приверженности президента Виктора Януковича идеям демократии и власти закона. На самом деле, ответ перед судом держит не Тимошенко, а правящий режим, проходящий проверку одновременно с готовностью Европейского Союза встать на защиту демократии у своего крупного и важного соседа.
Сейчас, когда ЕС и Украина приступили к следующему раунду переговоров о Глубоком и всеобъемлющем соглашении о свободной торговле (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement (DCFTA)), ЕС не должен повторить ошибки, совершенные во ходе переговоров о присоединении к Договору Болгарии и Румынии, которых в состав ЕС, по мнению большинства членов Евросоюза, приняли преждевременно; как и ошибки с Белоруссией, которой в 2008-2010 годах Евросоюз не указал на недопустимое поведение. А теперь ЕС не следует заключать Глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле и соглашение об ассоциированном членстве Украины в Союзе, пока администрация Януковича не продемонстрирует явную приверженность европейским ценностям.
Привязка Украины к Глубокому и всеобъемлющему соглашению о свободной торговле и политическое соглашение об ассоциированном членстве в ЕС, несомненно, принесли бы ей значительные преимущества и усилили ее связи с Европой. Однако это вовсе не означает, что Евросоюз должен закрывать глаза на нарушение в этой стране демократических норм, которых, по его собственным заявлениям, он придерживается.
За полтора года, прошедшие после избрания Януковича президентом, Соединенные Штаты Америки, Евросоюз, Международный Валютный Фонд, ОЭСР и другие международные организации опубликовали подробнейшие доклады на тему об отсутствии достижений в проведении экономических и политических реформ и борьбе с коррупцией на Украине. МВФ приостановил свою программу резервного кредитования «stand-by», начатую в июле 2010 года, после того, как Украина не справилась с проведением второго тура реформ. Ведущие неправительственные организации, такие как Freedom House и «Репортеры без границ» документально засвидетельствовали глубокое скатывание страны в сторону нарушения законов демократии.
В прошлом месяце ЕС заявил о своей новой масштабной инициативе, так называемой Европейской политике соседства, в соответствии с которой «действующая демократия, уважение прав человека и власти закона» являются основой партнерских отношений ЕС со своими соседями. Продолжение переговоров с Украиной в условиях замедления осуществления в этой стране экономических реформ и растущего официального пренебрежения нормами демократии подрывает доверие к заявлению ЕС о формировании модели Европейской политики соседства, основанной на отстаивании «европейских ценностей» и стандартов в ходе переговоров по заключению Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободе торговли и Соглашения об ассоциированном членстве в ЕС.
Самым явным примером недемократических методов, которым пользуется правительство Януковича, является угнетение им своих политических противников, которое Европейский парламент подверг острой критике в резолюции от 9 июня. За полтора года ведения переговоров украинские власти добавили новые уголовные обвинения в дополнение к ранее выдвинутым обвинениям против Тимошенко и двенадцати членов ее правительства 2007-2010 годов.
Многие из этих обвинений граничат с полным абсурдом, а другие представляют собой попытку криминализации политических решений. Например, бывшему министру внутренних дел Юрию Луценко предъявлено обвинение в использовании правительственных фондов для оплаты празднования Дня милиции в стране. Участников акции против налогов обвиняют в повреждении плиточного покрытия на Площади Независимости в Киеве.
Чтобы сохранить доверие к своей Европейской политике соседства, ЕС должен предпринять три важных шага. Во-первых, необходимо четко наметить границы допустимого поведения для администрации Януковича. ЕС должен ясно показать, что Украине придется продемонстрировать свою реальную приверженность «европейским ценностям» и стандартам.
Во-вторых, ЕС должен настоять на том, чтобы Украина продолжала строго придерживаться условий, предусматриваемых ее программой МВФ. Это важно, поскольку соглашения с МВФ, подписанные в 1994, 2008 и 2010 годах, Украина выполняла лишь частично.
Наконец, Евросоюз должен настоять на том, чтобы украинское руководство прекратило все уголовные преследования по политическим мотивам и выпустило на свободу лиц, находящихся за решеткой за политические преступления. Избирательное использование правосудия очень сильно повредило репутации администрации Януковича. Шаги в этом направлении могли бы значительно улучшить отношения украинского правительства с Евросоюзом и с США.
Эти три важных шага не решат всех проблем и сложностей в отношениях Украины с ЕС. Однако они могли бы наметить основные направления и помогли бы обеспечить учет местных особенностей и прозрачность процесса проведения реформ на Украине. Кроме того, они повысили бы доверие к обязательствам ЕС по продвижению демократических реформ, как основному элементу Европейской политики соседства, и обеспечили ясную стратегию в отношении тех действий, которые Украина должна предпринять, прежде чем можно будет заключать Глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле.
Еще не поздно заставить Украину вернуться к демократическому курсу. Большинство украинцев стремятся к европейскому будущему своей страны, и они выступят против любого правительства, которое воспрепятствует этому курсу. И Янукович об этом знает. Знает ли об этом Евросоюз?
Ф. Стивен Ларраби занимает должность председателя по вопросам европейской безопасности RAND Corporation - некоммерческой исследовательской организации.
Тарас Кузио– старший научный сотрудник Центра Трансатлантических отношений (Center for Transatlantic Relations) в Школе Международных исследований (School of Advanced International Studies (SAIS)) университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University).