На этой неделе в столице Минске и еще примерно в десяти крупнейших городах Белоруссии каждый день проходили массовые мероприятия, участники которых выражали недовольство ситуацией в стране – прежде, всего, ухудшением экономического положения широких слоев населения. Однако на этом фоне уже обозначилось требование о демократизации политической жизни, и серьезно поставлена под сомнение целесообразность сохранения авторитарного режима «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко.
C политическими оппонентами Лукашенко до сих пор справлялся весьма успешно. Правда, те времена, когда неугодные «батьке» люди просто исчезали, прошли и, хочется надеяться, не вернутся. Режим нашел для борьбы с оппозицией более «цивилизованные» методы. Однако для сохранения личной власти Лукашенко они были полезны только во времена относительной экономической стабильности. Белоруссия в прямом смысле слова оставалась островком социалистической плановой экономики на территории бывшего «лагеря социализма». Фальшивые «экономические чудеса» могут продержаться некоторое время, но не бесконечно. Белоруссия иллюстрирует этот вывод.
Очевидно, понимая, что критический час не за горами, Лукашенко форсировал президентские выборы, которые были организованы в Белоруссии не в начале марта (крайний срок), а в середине декабря прошлого года. Естественно, что по их итогам (очередное убедительное «избрание» Лукашенко) недовольные провели акции протеста, на которые режим отреагировал необычайно жестко.
Семеро из девяти альтернативных кандидатов в президенты оказались в заключении. Это обострило отношения с Европейским союзом и США: в «черном списке» оказался и сам Лукашенко, и еще 158 связанных с репрессиями должностных лиц. Излишняя суровость с точки зрения сохранения режима казалась такой лишь несколько месяцев. Весной, когда беды белорусской экономики стали очевидными, на свободе не было известных в обществе, не потерявших авторитет людей, которые могли дать направление стихийным проявлениям недовольства людей. Расчет верный, но только на короткий промежуток времени. Потому что к традиционным средствам массовой информации добавился Интернет. Сложно контролируемые социальные сети. Они уже доказали свою силу в намного более «диких» странах Ближнего Востока.
Вечера среды становятся для недовольных жителей Белоруссии «часом выступлений». И тогда, когда речи не звучат. В эту среду в центре столицы собрались молчащие люди. Тишину время от времени прерывали аплодисменты, и это были не предвещающие ничего хорошего для режима аплодисменты.
Протестующие не делали ничего такого, что можно классифицировать, как нарушение общественного порядка. Люди (по подсчетам, около полутора тысяч) прогуливались по блокированной милицией Октябрьской площади, вперемешку звучали аплодисменты и смех. На самой площади была организована дискотека, в которой участвовали собранные в принудительном порядке студенты. Еще можно собрать.
Протестовавших в действительности не было за что задерживать - не было ни плакатов, ни флагов, не скандировались лозунги. Поэтому милиционеры хватали «на глазок», кто попадался под руку. Примечательно, что к «наведению порядка» были привлечены одетые в гражданское плечистые парни, которых затем в белорусских СМИ назвали представителями Молодежной организации Белоруссии (реанимированного комсомола). Всего было задержано приблизительно полторы сотни человек. Задержать – это одно дело, но выдвинуть конкретные обвинения вряд ли будет под силу даже Фемиде Лукашенко.
Досталось и журналистам. На какой-то момент в «надежном номере» оказался также корреспондент Латвийского радио в Минске, наш МИД в связи с этим инцидентом уже выразил «твердое осуждение».
Необходимо добавить, что запланированная на будущую среду акция (может быть, для контраста?) ожидается довольно громкой – в Интернете прозвучал призыв взять с собой и пустить в дело свистки.
Еще слишком рано судить, перерастут ли акции протеста в Белоруссии в серьезную «цветную революцию». Для того чтобы это произошло, недовольства широких масс населения маловато. Однако и у режима Лукашенко не много возможностей для маневра. Акции по запугиванию недовольных вряд ли будут эффективными – люди перестают верить «батьке» и перестают бояться. Нетипичная ситуация, при которой «низы больше не хотят», а верхи «еще могут». Только - как долго и на какие средства?
Перевод: Лариса Дереча