Россия и Китай, непримиримые противники военно-воздушной кампании НАТО против Муаммара Каддафи, дипломатично усиливают давление на осаждаемого противниками ливийского лидера, c целью заставить его пойти на дипломатическое разрешение продолжающегося уже четыре месяца кризиса в стране, подразумевающее уход полковника с поста, который он занимает уже в течение 41 года.
Самый последний сигнал, который имеет важное значение как для Каддафи, так и для поддерживаемых НАТО мятежников, и Китай, и Россия в четверг воздержались от критики в адрес Франции за то, что она вооружает повстанцев.
Этот жест Китая и России составляет резкий контраст с обвинениями африканских представителей, заявляющих, что вооружение ливийских мятежников дестабилизирует положение в Ливии и равноценно поддержке бывших элементов Аль-Каиды, которые ныне сражаются на стороне повстанцев против преданных Каддафи войск.
Представитель китайского Министерства иностранных дел Хун Лэй выступил с весьма вежливым заявлением о том, что его страна «настоятельно просит международное сообщество строго придерживаться духа соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН и не принимать никаких действий, выходящих за рамки полномочий, предоставляемых этой резолюцией. Мы стремимся к политическому разрешению нынешнего кризиса в Ливии, чтобы Ливия как можно скорее могла вернуть себе мир и стабильность».
Россия, со своей стороны, вслед за Китаем обвинявшая НАТО в том, что их бомбардировки сил Каддафи нарушают резолюцию Организации Объединенных наций, одобрившую установление зоны запрета полетов над Ливией с целью защиты мирных жителей, воздержалась от комментариев по поводу поставки оружия в Ливию. Вместо этого Россия подчеркнула свою готовность принять на себя роль посредника для разрешения кризиса.
Франция – первая страна НАТО, открыто признавшая факт поставки оружия мятежникам, за что в четверг Африканский Союз подверг ее язвительной критике. Франция заявила, что поступила так без обращения за одобрением НАТО. Британия, со своей стороны, заявила, что обеспечивает повстанцев бронежилетами, полицейской формой и средствами связи, чтобы защитить лидеров оппозиции и международных официальных лиц, находящихся в захваченных мятежниками городах на востоке страны.
Французское вооружение, а также миланские противотанковые ракеты и легкие бронированные машины якобы призваны помочь мятежникам в горах Навуза к югу от Триполи прорваться к подступам к ливийской столице.
Воздержавшись от критики поставок вооружений, Китай и Россия довольно красноречиво дали понять, что они, видимо, считаю, что дни полковника Каддафи сочтены, и хотят оставить за собой возможность диалога с повстанцами, на случай, если те все-таки одержат победу. Обе страны недавно вели переговоры с лидерами повстанцев, мирные протесты которых против режима Каддафи переросли в насилие после того, как ливийский лидер, стремясь раздавить демонстрантов, бросил против них силы безопасности; впрочем, эта его попытка оказалась безуспешной.
Значение воздержания Китая и России от критики усиливается еще и тем, что они до сих пор никак не намекнули на свою готовность выступить против поставок оружия, опираясь на то, что это является нарушением наложенного ООН эмбарго на поставку вооружений в Ливию. Дипломатические сотрудники ООН уже высказали предостережение, что доставка оружия без предварительного согласия от Совета Безопасности может расцениваться как нарушение эмбарго.
Ранее Китай и Россия поддержали обращение в Международных уголовный суд обвинения в преступлениях против человечества, выдвинутого Каддафи. На этой неделе суд выдал ордер на арест полковника Каддафи, его сына Саифа – Аль-Ислама Аль-Каддафи и руководителя ливийской разведки Абдуллы Сенусси.
Обращение в Международный суд и решение не призывать Францию к ответу за поставки вооружений мятежникам свидетельствуют о том, что НАТО, с одной стороны, и Россия и Китай, с другой, после периода обмена язвительными обвинениями смогли все-таки достигнуть определенного взаимопонимания во ливийскому вопросу. В такой ситуации официальные представители ООН и Африканского Союза настроены вести переговоры по вынесению резолюции по этому кризису, предполагающей уход Каддафи.
Африканские лидеры, собравшиеся на встречу в Экваториальной Гвинее, могут улучшить свои доверительные отношения с полковником Каддафи, если осудят военную кампанию НАТО, бомбардирующих его, а также выдачу судом ордеров на арест. Однако это едва ли улучшит репутацию диктатора. Председательствует на этой встрече на высшем уровне президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого (Teodoro Obiang Nguema Mbasogo), который сам в преддверии встречи отправил за решетку критиков своего режима и построил для проведения саммита целый курортный комплекс стоимостью 837 миллионов долларов в своей богатой нефтью стране, где три четверти населения зарабатывают в день менее 2 долларов.
Открыто признавая факт поставки вооружений, Франция может весьма эффективно противостоять хрупким усилиям по достижению дипломатического решения. Признание и надежды НАТО на то, что они могут вести свои боевые действия в Триполи, вероятно, укрепят решимость мятежников не соглашаться ни на какие условия, кроме ухода Каддафи. Это делает решение Китая и России воздержаться от критики тем более примечательным.
Как результат, Каддафи грозит неминуемая гибель, пусть он даже этого не видит. Однако полковник, как известно, не из тех, кого легко согнуть. Поставки оружия мятежникам, последовавшие столь быстро вслед за выдачей ордеров на арест, могут лишь усилить его решимость и убедить его в том, что у него нет иного выхода, кроме как бороться до конца, каким бы плачевным он ни был.
Это тем более вероятно, если учесть, что ордеры на арест едва ли вызовут у Каддафи уверенность в том, что он может с полной безопасностью для себя избрать высылку в какую-нибудь африканскую страну. Возможная для него альтернатива, Венесуэла, тоже выглядит все менее привлекательно: президент Уго Чавес, находящийся сейчас в кубинской больнице, настолько тяжело болен, что ему даже пришлось отложить встречу руководителей латиноамериканских стран.
(Джеймс Дорси, бывший сотрудник журнала The Wall Street, старший научный сотрудник в Институте Ближнего Востока Национального Сингапурского университета, автор блога The Turbulent World of Middle East Soccer («Беспокойный мир ближневосточного футбола»).