Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Правое дело» и Прохоров: бизнес-проект или торговля с властью?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезентация "Ё-мобиля" для журналистов в Москве
Презентация Ё-мобиля для журналистов в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политика и бизнес в России становятся все более взаимосвязанными. У руля партии «Правое дело» недавно встал бизнесмен Михаил Прохоров. Зачем Прохорову понадобилось идти в политику и брать под свое начало партию?

Политика и бизнес в России становятся все более взаимосвязанными. У руля партии «Правое дело» недавно встал бизнесмен Михаил Прохоров. Зачем Прохорову понадобилось идти в политику и брать под свое начало партию?
 
Появление бизнесмена Михаила Прохорова у руля партии «Правое дело» до сих пор обсуждается весьма активно как среди политиков, так и в среде экспертов. Одним из главных вопросов остается: зачем это нужно самому Прохорову?

Первая версия сводится к тому, что это шаг, который позволяет бизнесмену в России преумножить свой капитал. Впрочем, далеко не все с этим согласны. «Я не вижу в этом никакого серьезного бизнес-проекта и считаю, что это активная гражданская позиция лично господина Прохорова», - заявил в интервью Deutsche Welle руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

Власть, дающая деньги, или деньги, позволяющие властвовать?

По мнению гендиректора агентства PR-3000, эксперта по политической элите Станислава Радкевича, Михаила Прохорова просто обязали взять на себя дополнительную нагрузку в виде партии «Правое дело». «Ему неинтересно этим заниматься, он не политик, он бизнесмен, - заявил Радкевич в интервью Deutsche Wellе, - И сейчас Прохорова заставляют заниматься не свойственным ему делом, так же, как когда-то заставили Абрамовича». Задание поднимать «Правое дело», по словам эксперта, поступило от правящего тандема.

«Прохоров пришел сам. Я не верю, что его наняли Путин или Медведев, - настаивает, в свою очередь, Владислав Иноземцев. - Возможно, консультации какие-то и были, но я верю в то, что Михаил Прохоров - вполне самостоятельная личность, и решение он принимал вполне самостоятельное». Политолог аргументировал свою точку зрения тем, что Путин до сих пор никак не высказался по поводу прихода Прохорова в партию «Правое дело». Станислав Радкевич считает, что это не аргумент - хотя бы потому, что решения подобного рода решаются участниками тандема коллегиально, но озвучивает их, как правило, один из них.

Политический преферанс

Ниша, которую заняла партия, возглавляемая теперь Михаилом Прохоровым, находится на правом фланге политического фронта России. И замысел, который имел правящий тандем, по мнению Радкевича, сводится к тому, чтобы дать выход эмоциям либерально-демократической части электората. Прямым конкурентом «Правого дела» могла стать партия ПАРНАС. Могла - но не станет, поскольку в регистрации оппозиционерам было отказано. В то же время «Правое дело» получило в лице Прохорова не только интересного лидера, но и изрядный финансовый ресурс, а заодно и мощную информационную и пиар-поддержку от власти.

Результат, которого ждут от ребрендинга «Правого дела», также видится экспертами по-разному. «Я думаю, что Прохоров надеется на то, что сможет привести партию в Думу, а дальше будет видно», - считает Владислав Иноземцев. Если так, то кого «Правое дело» поддержит на выборах президента и будут ли у Прохорова личные амбиции для того, чтобы двигаться дальше в качестве политика, по мнению Иноземцева, станет понятно в конце года. Но рвение, проявленное бизнесменом, может говорить о том, что Прохоров готов стать политиком, считает эксперт.

Станислав Радкевич, напротив, почти уверен, что Михаилу Прохорову поручили быть максимально активным, чтобы люди, которые симпатизируют правым силам, но которым не за кого сейчас голосовать, получили возможность реализовать свое избирательное право. Однако, по мнению эксперта, анализ заявлений, сделанных Михаилом Прохоровым, показывает, что он страхуется. «Назвав совершенно невероятный процент голосов, которые партия должна набрать, новый лидер "Правого дела" заявил, что уйдет, если не выполнит эти обязательства», - отметил Радкевич.

Риск - политическое дело

Бизнесменов в политике в России ценят, но не всегда жалуют. Самым ярким примером, конечно, является Михаил Ходорковский, которого посадили в тюрьму, едва он начал заявлять о своих политических амбициях. Владислав Иноземцев считает, что Прохоров не рискует, как было в случае с Ходорковским, хотя его действия в политике и сопряжены с некоторой опасностью. Все будет зависеть от того, какую тактику поведения выберет новый лидер партии «Правое дело». По словам эксперта, проблемы, например, могут возникнуть в случае, если Прохоров будет вести «маргинальную» политику.

Если «Правое дело» притянет к себе значительную часть разочаровавшихся в партии «Яблоко» и сторонников незарегистрированной партии ПАРНАС, то превратится в авангард демократической оппозиции. Но если бизнесмен сохранит выбранную им линию на умеренную критику власти и будет действовать конструктивно, то он может стать просто значимой силой на политической арене и это не будет иметь никаких негативных последствий ни для Прохорова, ни для партии «Правое дело», которую он возглавил, подчеркнул Владислав Иноземцев.

И хотя сегодня ничего нельзя исключать, выбор, по мнению эксперта, бизнесмен-политик сделал в пользу взвешенной линии поведения. По мнению Станислава Радкевича, выбора между тем, чтобы заниматься политикой, возглавив «Правое дело», или остаться в бизнесе, у Прохорова не было. Навязанное решение предопределило выбор, уверен эксперт. «Если и был какой-то риск для Михаила Прохорова, то лишь в том случае, если бы он отказался возглавить партию "Правое дело". Тогда у него возникли бы серьезные проблемы», - уверен Станислав Радкевич.