Руководство ливийских повстанцев впервые признало, руководствуясь стремлением остановить кровавую гражданскую войну, что для начала переговоров о мире не требуется, чтобы полковник Муаммар Каддафи удалился в изгнание.
Убежденность оппозиции и ее западных покровителей в том, что ливийский лидер и его семья должны покинуть страну до начала переговоров была одним из главных препятствий к прекращению огня.
Однако вчера глава Национального переходного совета (НПС) Мустафа Абдель Джалил (Mustafa Abdel Jalil) заявил, что пока будут идти переговоры, полковник Каддафи может оставаться в Ливии под «международным наблюдением».
Выступая в Бенгази, г-н Джалил заявил, что подобное предложение было уже сделано ливийскому режиму через ООН почти месяц назад, однако пока никакого ответа получено не было.
«Мы предложили в качестве мирного выхода из сложившейся ситуации, чтобы он ушел в отставку и приказал своим солдатам уйти из казарм и с занимаемых позиций. После этого он должен решить, останется он в Ливии или покинет ее, - заявил г-н Джалил. – Если он решит остаться в стране, мы определим место, где он сможет находиться под международным наблюдением».
Высокопоставленный чиновник из Триполи в свою очередь заявил The Independent, что, хотя это - «интересное предложение», оно носит слишком неопределенный характер, чтобы его можно было немедленно принять. В частности, добавил источник, полковник Каддафи не согласится на любую форму домашнего ареста. «Он не будет узником иностранцев в собственной стране», - подчеркнул ливийский чиновник.
Тем не менее, по-видимому, функционеры режима в целом признают, что полковник Каддафи должен уйти, и нужен только механизм, который позволит ему сохранить лицо. В частном порядке чиновники выражают свое недовольство его прозвучавшими на выходных угрозами нанести удары по Европе и США в ответ на западные авиаудары.
Заявления главы НПС, судя по всему, показывает, что, так как НАТО ведет бомбардировки Ливии уже три месяца, а военная победа не становится ближе, назревает необходимость в дипломатическом решении. По данным высокопоставленных французских и британских военных, президент Николя Саркози потребовал «успешного завершения» войны, о котором можно будет объявить 14 июля, в День взятия Бастилии.
Вчера руководство Бенгази дополнительно продемонстрировало готовность к переговорам, приветствовав встречу президента Южной Африки Джейкоба Зумы с полковником Каддафи – то есть очередную попытку Африканского союза (АС) выступить посредником между сторонами. Ранее повстанцы выступали против посредничества АС , утверждая, что многие из входящих в организацию стран – клиенты ливийского режима. АС просил свои страны-члены не приводить в исполнение ордер на арест полковника Каддафи, выданный Международным уголовным судом.
В заявлении посвященной ливийскому кризису конференции АС в столице Экваториальной Гвинеи Малабо говорится, что ордер «серьезно препятствует усилиям, направленным на поиск взвешенного политического решения кризиса в Ливии, которое бы также урегулировало взаимоприемлемым образом вопросы, связанные с неприкосновенностью и примирением».
МУС обвиняет полковника Каддафи, его сына Сеиф аль-Ислама Каддафи и начальника его разведки Абдуллу аль-Санусси (Abdullah al-Sanussi) в преступлениях против человечности, хотя многие из обвинений – например, обвинение сил режима в массовых изнасилованиях – слабо подкреплены доказательствами. Официальный представитель ливийского правительства Мусса Ибрагим (Moussa Ibrahim) заявил: «МУС это европейское Гуантанамо. Он работает только против африканских лидеров».
Россия, поддерживающая последнюю инициативу АС, между тем заявила, что тема Ливии будет находиться в центре сегодняшних переговоров между генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном и президентом Дмитрием Медведевым, которые пройдут на черноморском курорте Сочи.